В статье приводятся убийственные подробности шпионской истории лета 2010 года.
Дочь полковника давно живет в США, что упустили из виду в разведке. Год назад Щербаков отказался от повышения по службе, чтобы избежать необходимой в таких случаях процедуры проверки на детекторе лжи. А это может служить подтверждением тому, что уже тогда он работал на американцев. (Стоит вспомнить, что в США говорят о десятилетней слежке за нашими нелегалами.) Сын Щербакова, работавший в Госнаркоконтроле, спешно покинул Россию, улетев в Америку незадолго до разоблачения русских агентов. Сам же предатель сбежал из страны всего за три дня до июньского визита Дмитрия Медведева в США. После этого и начались аресты, которые были озвучены уже после возвращения нашего президента из-за океана.
Естественно, столь масштабный провал привел к тщательному расследованию в самом ведомстве с привлечением контрразведчиков ФСБ. Насколько известно “МК”, эта проверка продолжается и сегодня, и еще неясно, к каким последствиям все это может привести. Говорят даже о возможной отставке главы СВР Михаила Фрадкова.
А дальше начинается самое интересное. СВР, естественно, как и всегда, отказывается от официальных комментариев, упоминая только, что никто из журналистов, проводивших это расследование, в пресс-бюро службы не обращался.
Высокопоставленный сотрудник СВР в неофициальном разговоре с корреспондентом “МК” заявил, что не знает в своем ведомстве человека по фамилии Щербаков, занимавшего такую должность. “Это ложный след”, — буквально заявил наш собеседник. А написанное в газете, мягко говоря, не совсем соответствует действительности. Более того, он уточнил, что, даже несмотря на заявление премьер-министра, все награжденные лица, которых обменяли и вывезли из США, никогда не были сотрудниками СВР... Другой источник, участвующий в расследовании, подтвердил “МК”, что фамилия предателя не Щербаков. А все написанное об этой истории верно в лучшем случае наполовину.
Конечно, это отнюдь не умаляет чудовищности ситуации. Ведь наличие предателя в ведомстве оба наших собеседника не оспаривают. Все, с кем нам удалось поговорить, в один голос утверждают, что это сотрудник того самого Управления С СВР. Но поскольку расследование еще продолжается, его имя называть не торопятся.
Что же касается Щербакова, его имя упоминается в вышедшей осенью этого года в Англии книге бывшего высокопоставленного офицера советской Службы внешней разведки, сотрудника Управления С Александра Кузьминова “Биологический шпионаж. Спецоперации советской и российской внешней разведки на Западе”. В 1992 году Кузьминов добровольно уволился из органов, а через полтора года легально эмигрировал с семьей за границу. Теперь он занимается вопросами здравоохранения и, по некоторым данным, живет в Новой Зеландии.
Естественно, Кузьминов знал и о многих наших нелегалах. Однако он утверждает, что никого не “сдал” западным службам. Как ему это удалось, отдельный вопрос. В данном случае интересно другое. В книге он много говорит о профессионализме и интеллектуальном уровне сотрудников 12-го управления и особенно восхищается периодом “...когда нашим руководителем был полковник Юрий Щербаков. Он умел работать и как-то объединить людей на выполнение задачи...” Не тот ли это Щербаков, о котором сообщили в четверг СМИ?
Впрочем, зампред Комитета Госдумы по безопасности полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков в четверг сообщил, что знал о том, что именно полковник СВР России Щербаков сдал российских агентов в США в ходе июньского “шпионского скандала”.
У Щербакова был помощник?
Среди тех, на кого обменяли наших разведчиков, был бывший полковник ФСБ Александр Запорожский. После ареста у него обнаружили две новенькие “Волги”, две кооперативные квартиры в центре Москвы, две дачи. Дети учились в престижных институтах. Вышел на пенсию в 52 года — поле деятельности огромное. Но, как говорят коллеги, он был трудоголиком, блестящим аналитиком и авантюристом. И вот еще один важный момент: Запорожский работал заместителем начальника американского отдела Управления “С”. В 1994 году в Аргентине он предложил свои услуги ЦРУ и стал агентом Скифом. Он слил им информацию обо всех известных ему разведчиках российских резидентур в США, Канаде, Латинской Америке и Западной Европе, агентуру и намечавшиеся операции. ЦРУ приобрело ему на территории США два коттеджа. Один — за 407 тыс. долл. — в “зеленом поясе” пригорода Вашингтона, второй — за 890 тыс. — в Кокисвилле. Общая стоимость подарков превышала 2 млн. долларов... Но его уже “пасла” наша контрразведка. И в 2001 году агента арестовали. Однако возникает вопрос: один ли работал на ЦРУ Запорожский? И не специально ли его подставили под нашу контрразведку, чтобы спасти более ценного агента?