Новая "рубка" за лес

Очередной транспортный коллапс пытаются разрешить в Жуковском

Речь идет о подъездной дороге к месту проведения авиасалона МАКС: при реализации проекта придется вырубить часть реликтового Цаговского леса, снести около 500 гаражей, уже незаконно снесены более 30 садовых участков.

В администрации города новую дорогу называют главным условием создания на базе Жуковского Национального центра авиастроения (НЦА) и превращения города в мощный авиационный кластер.

Очередной транспортный коллапс пытаются разрешить в Жуковском

тестовый баннер под заглавное изображение

Письмо президенту подписали представители трех парламентских партий (КПРФ, ЛДПР, “Справедливая Россия”), депутаты и общественные организации города. Представители перечисленных структур входят в так называемый Объединенный гражданский экологический форум, в конце лета созданный на базе газеты “Жуковские вести” для защиты Цаговского леса. Члены ОГЭФ собираются по средам, на заседания исправно ходит и руководитель пресс-службы администрации Евгений Солодилин, несколько раз приходило начальство из местного УВД — разъясняло позицию милиции. Все члены ОГЭФ участвуют в дискуссии и обсуждают насущные проблемы. На последнем заседании как раз обсуждали проект письма Дмитрию Медведеву и утверждали основную просьбу: “приостановить и пересмотреть”.

В письме президенту кратко изложена история вопроса. В Жуковском, как и два года назад, когда проект трассы вынесли на общественные слушания, действительно довольно трудная ситуация с трафиком: не имея других вариантов объезда, автомобилисты потоком следуют через город в сторону Москвы и Раменского, утром и вечером соответственно, “транзитной” улицей в городе сейчас является ул. Гагарина. Жители говорят, что первоначально новая трасса называлась “объездной”, и многообещающее название приняли на ура. Однако на общественных слушаниях оказалось, что шестиполосная скоростная трасса только входит в город и утыкается в двухполосную улицу Туполева. Позже предполагалось расширение последней (находится на окраине города) и разгрузка улицы Гагарина (находится ближе к центру). Но главное — трасса проходила прямиком по территории СОТ “Глиссада” и площадям, занятым гаражными кооперативами “Авиатор” и “Застава”, под снос попадали сотни гаражей, а также предполагала вырубку 12—14 га (около 10%) Цаговского леса, который в 1982 году был признан ООПТ.

На слушаниях выступили тридцать шесть человек, двадцать восемь из них — категорически против, двое — за. Однако, указывается в письме Дмитрию Медведеву, в областные структуры были переданы ложные данные о проведенных слушаниях. Кроме того, около 6000 подписей, собранных якобы в поддержку трассы, оказались фальсификацией: это выяснилось после того, как газета “Жуковские вести”, получив списки, стала публиковать их из номера в номер, после чего редакцию засыпали опровержениями, заявлениями и звонками о том, что они ничего не подписывали. Цаговский лес после развала ООПТ не был переоформлен и как-то “завис”. Проект прошел госэкспертизу, и недавно начались строительные работы.

“Глиссада”

Два года, по словам местных СМИ, граждане волновались за судьбу леса, однако лишь сейчас волнение выплеснулось за рамки допустимого: в Жуковском проходят акции, демонстрации, пишут письма в прокуратуру. Поводом для взрыва стал снос 32 садовых участков СОТ “Глиссада”.

“Глиссаду” местные журналисты уже прозвали “Жуковским вишневым садом”. В середине прошлого века здесь, у территории Летно-исследовательского института (ЛИИ), была свалка отходов местного бетонного завода. Ее разобрали сами сотрудники ЛИИ, а землю отдали в пользование заслуженным сотрудникам. Те привозили землю, облагораживали участки, сажали деревья. Весной “Глиссада” цвела, в конце лета там брали на пробу грунт, в октябре ночью, несмотря на запрет администрации и просьбы жителей подождать, чтобы люди могли хотя бы вывезти вещи, строители закатали участки в ровное поле: вещи, нажитые за 25 лет, летние домики — все исчезло. “Мы туда по досточке несли, по гвоздочку — и все обживали. Для кого-то и дворец не ценность, но наши участки нам были очень дороги, дач почти ни у кого нет”, — рассказывал на заседании ОГЭФ бывший “глиссадник” Иван Прошин.

Между тем земля эта в собственность была не оформлена, и в каких-либо официальных компенсациях, а тем более в земельных участках жителям отказали. “Когда нам давались наделы, земля была федеральная и в собственность ее оформить было невозможно, — сказала МК Татьяна Федоровна. — Мы неоднократно обращались в администрацию, и так же неоднократно нам говорили, что земля принадлежит ЛИИ, “живите, кто вас тронет”. Теперь оказывается, что наша земля — уже городская. Но когда происходила передача, нас никто не уведомил, а теперь мы не нужны никому”.

Между тем в администрации Жуковского признают, что снос построек садоводов был незаконным, однако упрекать строителей не спешат: “глиссадники” сами виноваты, что не оформили участки. Жители рассказывают неприятную историю: после поднятого шума начальник управления градостроительства и архитектуры Жуковского Дмитрий Лощинин предлагал недовольным “компенсацию в конвертах”. В администрации, по рассказам “глиссадников”, за отказ от претензий на имущество людям давали по 50 000 рублей. Без чеков и расписок. Говорили, что “добрый” Мосавтодор пожалел садоводов и выкроил кое-какие средства. (В Мосавтодоре эту информацию отвергают, в администрации Жуковского — также.) На такие условия согласились не все: к прошлой среде недовольных оставалось 10.

Предварительно оценив стоимость снесенного имущества от 600 000 до 2 млн. рублей для каждого участка, “глиссадники” подали жалобу в местную прокуратуру, решение о возбуждении или невозбуждении уголовного дела прокурор примет через 2 недели.

...На очереди — гаражные кооперативы. По словам представителя ГСК “Авиатор” Владимира Рыщина, гаражники напуганы ситуацией с “Глиссадой”. Сейчас, как и бывшим “глиссадникам”, владельцам около 500 гаражей обещают, что все будет по закону: собственникам будут выплачены компенсации, остальных торопят и даже помогают оформить в собственность землю и строения. “До января обещали не сносить, — говорит господин Рыщин. — Только у нас там погреба еще. Я спрашивал: заготовки-то ставить можно? Говорят — лучше не надо. Вот и пойди пойми. Садоводам тоже обещали не сносить, расписки администрация собрала, а строители ночью все заровняли”.

Между тем, по приблизительным данным, только в кооперативе “Авиатор” не оформлены либо земля, либо гараж у приблизительно 200 человек (под снос здесь попадают 310 гаражей). Около 100 гаражей сносятся в ГСК “Застава”. Люди ходят на заседания ОГЭФ, спрашивают представителя администрации Евгения Солодилина, что с ними будет. Евгений всех успокаивает и говорит, что даже участок под новые гаражи зарезервирован. Однако кому будут строить новые, кому выдадут компенсации и когда это будет происходить, люди не знают. Цены на гаражи в Жуковском, говорят, уже взлетели.

Цаговский лес

Судя по проекту, будет вырублено порядка 12—14 га, а также будет отсечена приблизительно седьмая часть лесопарка: экологи утверждают, что она непременно погибнет. Евгений Солодилин заявил “МК”, что сегодня Цаговский лесопарк находится в очень плохом состоянии. По его словам, в глубине леса расположен коллектор, территория вокруг него заражена грибком, деревья трухлявые, сам массив зарос кустарником. Такое плачевное состояние, по словам Солодилина, стало результатом как раз “ничейности” Цаговского леса: в течение долгих лет им никто не занимался. Между тем руководитель лесных программ “Гринпис” России Алексей Ярошенко заявил “МК”, что “лес находится в нормальном состоянии и, кроме трассы, ему ничего не грозит”. Представители “Гринпис” были в Жуковском всего пару недель назад — “присматривали за ситуацией” — и нашли лес абсолютно нормальным. Алексей Ярошенко также подчеркнул, что в районе Жуковского очень плотная застройка и Цаговский лес — фактически единственный оставшийся зеленый оазис.

Показательно, что проблемой леса активно занимаются местные чиновники: не так давно прокурор решил оспорить присвоение лесу статуса ООПТ тридцатилетней давности (и городской суд удовлетворил его требования, сославшись на то, что решение горисполкома не было опубликовано в местных газетах; журналисты указывают, что местных газет тогда тоже не было). Сейчас подана кассация, время ее рассмотрения еще не назначено.

Местные депутаты в свою очередь решили спасти лес, проголосовав за присвоение лесу статуса ООПТ: стандартная процедура по “переоформлению”. Однако глава города Александр Бобовников наложил на решение депутатов вето, предложив дождаться решения судебного спора. На следующем голосовании вето депутаты преодолеть не смогли: из 18 лишь пятеро проголосовали “за”.

В сентябре “Левада-центр” провел опрос среди жителей города: 81% высказались против вырубки леса для строительства подъездной дороги. В воскресенье на улицы планируют вывести тысячи протестующих.

Впрочем, до этого времени администрация надеется убедить жуковчан в необходимости трассы. Похоже, сегодня это единственный способ и крайне нужную — это все признают — трассу проложить, и жителей уважить. Приятно, что это отчетливо поняли власти города.

— Проект дороги самый оптимальный, — сказал “МК” Евгений Солодилин. — Горожане так волнуются во многом потому, что мы (администрация) элементарно проиграли информационную войну. Газета “Жуковские вести” — очень старая и авторитетная в городе. Редакция заняла протестную позицию, соответственно поступили и большинство ее читателей.

Успокаивать жителей чиновники начали встречами, где людям отвечают на все вопросы и объясняют выбор варианта трассы, также в ближайшее время в местах массового скопления народа появятся информационные щиты с картой и разъяснениями маршрута.

К разумному диалогу призывают и жители. “Собрали бы нас, сказали, что так и так, будет трасса, давайте обсудим компенсации и сделаем то-то и то-то, — говорил на заседании ОГЭФ Иван Прошин. — Мы же не против дороги, мы против варварского отношения к людям!”

По словам господина Солодилина, очень многих уже удалось переубедить:“Сегодня трасса нужна для реализации НЦА: в Жуковском будет построена штаб-квартира ОАК, сюда переедут научные учреждения, институты, корпорации. Скажите — как, если нет дороги?”

В Мосавтодоре ситуацию называют стабильной. Начальник отдела специальных проектов Управления автодорог МО “Мосавтодор” Роман Романюк рассказал “МК”, что на разработку и утверждение проекта ушло около 3—4 лет, он прошел все согласования и утвержден Госэкспертизой, ревизию проекта господин Романюк считает безосновательной. “Мы сами не выбираем проект, мы составляем несколько вариантов, затем рассылаем их во все заинтересованные инстанции — заказчику, в местную администрацию, — рассказал господин Романюк. — В результате выявляются несколько вариантов, их направляют в государственный экспертный орган, который и выбирает оптимальный проект. Могу вас заверить, что при всех вариантах трасса задевала лес — больше строить там просто негде”. Многострадальную “Глиссаду” представитель Мосавтодора не считает проблемой: “Слушайте, я не думаю, что государственную стройку могут остановить какие-то коробушки”. О сумме компенсаций, в том числе за снесенные гаражи, известно только то, что они запланированы: их будет вычислять оценочная комиссия. Окончательный срок выполнения работ — 2011 год. Когда начнется расширение улицы Туполева, которое реально спасет город от пробок после строительства подъездной трассы, господин Романюк уточнить не смог. Между тем, по его словам, пересмотр проекта сейчас практически невозможен: работы ведутся согласно постановлениям президента, последнее из которых датировано этим годом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру