Новая структура столичного правительства
В структуре городского правительства произошли значительные изменения. Теперь все префекты выведены из состава городского правительства — то есть утрачивают статус чиновников категории А. При этом мэр разрешил им присутствовать на заседаниях правительства. Кроме того, из состава правительства исключен ряд департаментов в связи с тем, что они вышли из прямого подчинения мэра и перешли в подчинение его замов. В составе собственно правительства теперь будут департаменты соцзащиты населения; экономической политики; здравоохранения; культурного наследия; земельных ресурсов. “В ближайшее время мы завершим формирование правительства”, — пообещал мэр.
Что касается кадровых перестановок, то заместителем мэра по вопросам координации деятельности территориальных органов исполнительной власти и взаимодействия с органами местного самоуправления назначен Валерий Виноградов (до вчерашнего дня — полпред мэра в Мосгордуме). В качестве главы Департамента потребительского рынка и услуг Собянин назвал Михаила Орлова. Он сменил на этом посту Владимира Малышкова. При этом мэр напомнил, что вскоре этот департамент будет объединен с Департаментом продресурсов. Председателем Департамента культурного наследия вместо Валерия Шевчука стал Александр Кибовский (экс-глава Росохранкультуры). Вчерашняя повестка заседания правительства также претерпела существенные изменения: к двум ключевым вопросам добавился еще 21 “мелкий”. Тем не менее на все про все мэру хватило чуть более двух часов.
“Своих” поставщиков продовольствия не будет
Вначале минут пятнадцать обсуждали “мелочевку”. Например, мероприятия (их 114) ко Дню матери, который пройдет в столице 28 ноября. Еще несколько документов касались упрощения порядка предоставления чиновниками некоторых справок. Как отметил Собянин, пособия, социальные выплаты, удостоверения инвалидов ВОВ, справки о доходах пенсионерам и пр. должны выдаваться в день обращения.
После этого пришел черед первого глобального вопроса — о взаимодействии между правительством и оптовыми поставщиками продовольствия, о чем докладывал и.о. руководителя Департамента продресурсов Александр Бабурин. Смысл проекта постановления, подготовленного этим департаментом, — создание в столице государственно-частного партнерства между городскими властями и оптовыми поставщиками продовольствия. Бабурин предложил также вывести 30% столичных оптовых продовольственных складов на территорию области для улучшения транспортной ситуации в Москве (сегодня площадь складских помещений в столице достигла полутора миллионов квадратных метров).
Однако проект постановления для начала в пух и прах раскритиковала Наталья Сергунина, недавно назначенная Собяниным главой Департамента имущественно-земельных отношений, заявив, что воплотить его в жизнь будет невозможно. Но гораздо больше “оплеух” Бабурин получил от мэра, который отметил, что чем меньше город участвует в торговле, тем лучше для рынка. А узнав, что предприятия, предоставляющие продукты по горзаказу и для городского резерва, пользуются льготами по аренде земли и льготными кредитами, Собянин отрезал, что это грубейшее нарушение закона о конкуренции. И заявил, что со следующего года необходимо прекратить льготное кредитование таких предприятий. Когда зам. мэра Юрий Росляк предложил две недели на доработку документа, Собянин заявил, что этого мало, ибо составлен документ принципиально неправильно.
— Невозможно развивать оптовую торговлю без учета розничной. Еще не факт, что вывод трети оптовых складов улучшит транспортную ситуацию — как бы эти продукты не начали доставлять в Москву на легком транспорте. Надо повышать конкуренцию на продовольственном рынке, а ваши предложения спровоцируют сужение рынка, — подытожил мэр.
Метро станут развивать, но проверять
После чего порция нагоняев досталась главе Московского метрополитена Дмитрию Гаеву, который докладывал о плане мероприятий по повышению технической надежности метро и безопасности пассажирских перевозок. Гаев напомнил, что протяженность метрополитена, которая сегодня составляет 301 километр, необходимо нарастить еще как минимум на 100 километров. Однако произойдет это, по всей видимости, не раньше 2020 года. Тем временем 8 из 12 линий метро исчерпали свою пропускную способность. В метро уже начали проводить модернизацию и техническое перевооружение — заменяют эскалаторы, запускают новые поезда. Однако этих мер недостаточно для повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок. Этого можно достичь только путем расширения сети подземки. К 2013 году планируется построить всего 10,3 километра метролиний; к 2015-му — 40—44 км; а к 2020-му построить станции метро во всех периферийных районах столицы, а сеть расширить на 100—120 км.
Выслушав все это, Собянин поинтересовался, когда прекратятся очереди в метро. Гаев сказал, что начали активно внедряться автоматизированные системы продажи билетов. 120 тысяч горожан уже получили возможность проходить в метро по банковским картам, а скоро появится возможность оплачивать подземку с мобильника.
После короткого обсуждения этого вопроса мэр вынес вердикт: “Должна быть комплексная программа развития метро как составляющая часть программы развития транспортного узла Москвы и Московской области. Мы должны ежегодно вводить по 15 км линий метрополитена. Удешевляйте строительство — прошу в кратчайшие сроки дать предложения, как это сделать. А чтобы вам было нескучно, Департамент транспорта и Счетная палата РФ проверит метрополитен”.