“Химкинский лес, только наоборот”

Скандальная дорога в очередной раз уперлась в премьера и президента

На днях жители четырех поселений Клинского района передали президенту Дмитрию Медведеву письмо с требованием не допустить сноса почти 50 домов для строительства платной трассы Москва—Санкт-Петербург. Альтернативный вариант трассы проходил по краю Государственного комплекса “Завидово”, однако был снят с рассмотрения, когда в 2007 году указом президента Владимира Путина была введена так называемая описательная граница «Завидово», куда попала и трасса. Теперь дорогу придется вести по деревне с 400-летней историей и налаженной инфраструктурой, сносить дома еще в одном населенном пункте, а некогда мирную жизнь остальных сельчан навсегда привязать к автомагистрали.

Скандальная дорога в очередной раз уперлась в премьера и президента
Жители деревни Вельмогово хотят решить проблему на начальной стадии. фото: Алина Фадеева

“Рабочие и геодезисты у нас появились в начале лета, — рассказала “МК” жительница деревни Вельмогово Елена. — Мы заметили, что размечают территорию, ведут топографическую съемку, думали, нашу дорогу расширять будут. Потом смотрю — рабочие на участки пошли. А тут что будет? — спрашиваю. “А тут у вас дорога будет, вы что, не знаете? — отвечают. Так вот и жили лето: мы в огородах копались, а они рядом колышки забивали”.

В июле встревоженные жители деревни Вельмогово написали запрос в местную администрацию. И получили ответ, что один из вариантов прохождения платной трассы Москва—Санкт-Петербург действительно предполагает снос части деревни, однако он пока не согласован, а в случае чего жители обязательно будут приглашены на публичные слушания. Ответ сельчан не успокоил. На общем собрании выбрали деревенский актив и старосту — Георгия Тельнова, по дому которого как раз проходит ось трассы, и приняли решение написать письмо председателю правительства Владимиру Путину. Обращение и почти 300 подписей отправили в августе. Ответа до сих пор нет.

1 — первоначальный вариант участка трассы, который не затрагивает жилых построек. 2 — вариант, предусматривающий снос домов.

Из разговоров с рабочими, а потом уже с администрацией и разработчиками проекта сельчане узнали, что по новому варианту предполагается снос 47 домов в поселениях Вельмогово, Медведково. А в Решетниково жители окажутся между двумя заборами: один бетонный уже сейчас ограждает их от линии Октябрьской железной дороги, второй построят параллельно через две улицы — предполагается, что он защитит посельчан от воздействия трассы. Въезд на огороженную территорию при этом окажется всего один. “Ставь охрану — и готовая тюрьма, — возмущается местный житель Виктор Филимонов. — Никто не думает, каково людям между двух заборов будет жить, а переезжать куда: местные почти все, и у многих детки маленькие”. Также под снос пойдут две животноводческие фермы.

Больше всего жителей возмущает отсутствие информации (мы тут на чемоданах сидим, не знаем, чего ждать, а они как подпольщики разбивку тут делают), а также наличие свободных территорий вокруг деревень. “Мы же не Европа и не Москва, что у нас строить негде — почти 100 км от столицы и не найти места — это же абсурд”, — говорят в деревенском активе. Возмущения тем больше, что фактически альтернативный и абсолютно безболезненный вариант действительно есть, его запрещает только президентский указ.

Территория, попавшая в описательную границу ГК “Завидово”. Раньше дорогу предполагалось проложить здесь.

Изначально платную трассу Москва—Санкт-Петербург предполагалось вести по границе заповедника “Завидово”, при этом не сносится ни один дом, не страдает и лесной массив — дорога должна была идти по полю и мелколесью, лишь кое-где срезая границы леса. Но в 2007 году была введена так называемая описательная граница Государственного комплекса “Завидово” Федеральной службы охраны, в нее попала трасса, и ФСО отменила ранее данные согласования. “Эту территорию мы вынуждены были обойти и попали на деревни Вельмогово и Решетниково, — рассказал “МК” сотрудник ОАО “Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог “Союздорпроект” (готовит проектную документацию по трассе) Виктор Татаринов. — Мы провели все необходимые изыскания и предварительные работы, так как и в Москомархитеркутре, и в других структурах этот вариант трассы поддержали”. Отказалась согласовывать новый вариант лишь районная администрация. По словам господина Татаринова, они просто молчат. Вот уже больше года.

Основной костяк местной “оппозиции” составили жители деревни Вельмогово: здесь трасса уничтожит “хвост” поселения, а остальным придется жить в непосредственной близости к дороге.

Деревне — 400 лет.

— Вот этот дом еще остается, а остальные под снос, — показывает Виктор Филиппов. — Здесь живет Люба Алешина, лет 20 назад они продали все в Москве и переехали сюда, так как у нее была астма и врачи сказали, нужен свежий воздух. Теперь под ее окном могут построить шумозащитный экран.

Жители рассказывают, что Вельмогово — “живая деревня”, дачников тут два или три. Живут поколениями (первое упоминание относится к времени Алексея Михайловича, то есть деревне около 400 лет), кто-то работает в Клину, в районе, продукты, прежде всего овощи и фрукты, свои. “Картошка, капуста, яблони, сливы, виноград выращиваем и арбузы, — перечисляет Елена. — Земля вся ухоженная, участки отделанные, а выселят нас в конуру — ее укреплять придется и землю заново обихаживать. Из-за возраста это многим не под силу”. Деревня действительно очень красивая и ухоженная. На улице — фонари, в домах — газ и водопровод, положен асфальт, а старинные колодцы-журавли обойдены, так что на дороге образовались небольшие островки с зеленью. “Мы даже колодцы, когда дорогу в асфальт закатывали, отстояли, а они наши дома снести хотят!” — сетуют жители. На “былинных” русских пьяниц, которые, по мнению многих, только и живут в деревнях, местные жители Вельмогово не похожи. Пенсионер Виктор Филиппов рассказывает, что недавно купил ноутбук, многие пользуются мобильным Интернетом: “Может, какое-то руководство думает, что сейчас в деревнях быдло одно живет и проедешь катком — ни слова не скажут. Но времена поменялись, мы свои права знаем”.

Дом старосты деревни Вельмогово Георгия Тельнова находится на оси проектируемой трассы.

“Ситуация у нас, конечно, абсурдная, — говорит Георгий Тельнов. — Химкинский лес, только наоборот. Но мы совсем не хотим доводить ее до того же состояния, когда протесты пошли уже после согласования проекта. Мы хотим отстоять наше право сейчас, тем более реальный альтернативный вариант есть”. Однако если проект со сносом будет согласован, местные собираются стоять за свои дома до конца:

— А куда нам еще идти? Только на рельсы! Хотя лучше Ленинградку будем перекрывать, а то “Сапсан” так быстро не остановится…

— И “Сапсан”, если надо, остановим, и ружья у нас есть — так что пусть правительственные вертолеты повыше летают.

Жители смеются, плакать пока рано: в понедельник на совместном заседании в районной администрации в согласовании “сносного” варианта разработчикам в очередной раз отказали.

Между тем до окончания сроков сдачи проектной документации в Главгосэкспертизу у ОАО “Союздорпроект” осталось 2 месяца. Вариант через Завидово наотрез отказываются согласовывать в ФСО, снос деревень — в местной администрации. Уложиться в сроки институт сможет лишь в том случае, если любой из вариантов согласуют буквально сегодня-завтра. Причем это касается только участка 112—114 км, основной отрезок работы — 97—149 км полностью согласован. По словам господина Татаринова, разрешить вопрос может только Владимир Путин или Дмитрий Медведев. В связи с этим разработчики написали проект письма Владимиру Путину с просьбой как-то помочь в решении тупиковой проблемы — например, отменить собственный указ 3-летней давности. Это решило бы проблему моментально: все предварительные работы по этому варианту уже проведены. Сейчас проект письма находится на согласовании в ФГУ “Дороги России”.

Поразительно, что трасса Москва—Санкт-Петербург уже второй раз требует прямого вмешательства первых лиц страны. С той лишь разницей, что в этом случае можно учесть накопленный опыт и решить проблему на стадии ее формирования.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру