Портреты кандидатов

«МК» представляет кандидатов на пост мэра Москвы

В субботу стал известен утвержденный «Единой Россией» список кандидатов на пост мэра Москвы. Президент Медведев считает, что каждый из них может возглавить столицу. Но его выбор падет только на одного.

«МК» представляет кандидатов на пост мэра Москвы

Собянин шагает впереди

В 2005 году назначение Сергея Собянина руководителем администрации президента изумило российский политический мир. В 2010 году его включение в шорт-лист кандидатов в столичные мэры не удивило никого. В неформальной гонке за право стать преемником Лужкова Собянин уже не первый год считался фаворитом.

52-летний уроженец Тюменской области Сергей Собянин был довольно известным политиком уже в ельцинское время. Начав свою трудовую деятельность в качестве слесаря на Челябинском трубопрокатном заводе, Собянин сделал карьеру в структурах власти Ханты-Мансийского автономного округа. С 1994 по 2000 год он был здесь председателем окружного парламента и заодно главой комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Совета Федерации.

Затем Собянин кратко работал на Урале в роли первого зама президентского полпреда в этом федеральном округе и четыре года был губернатором Тюменской области. Но по-настоящему на верхушку российской власти Собянин ворвался пять лет назад после своего прихода в Кремль.

По рассказам знатоков кремлевского закулисья, сначала Сергею Собянину приходилось очень тяжело. Президент Путин и его советники и помощники уже давно сработались друг с другом. Предшественник Собянина Дмитрий Медведев был в этом кругу своим. А вот Сергей Семенович - нет. В результате прочие сановники Кремля стали напрямую выходить на президента, минуя главу его администрации. И значение этой должности несколько упало. Но сам ВВП работой главы своего аппарата явно остался доволен. Собянин был одним из немногих чиновников, которых Путин, превратившись в премьера, взял с собой из Кремля в Белый дом.

Пост руководителя аппарата правительства — один из ключевых в нынешней системе государственной власти. Но для Собянина это не было должностью, о которой он мечтал. По свидетельству высокопоставленных источников «МК», он уже очень давно хотел стать мэром Москвы.

В российских политических кругах Собянина считают хорошим хозяйственником и компетентным региональным менеджером. О его успехах на посту тюменского воеводы в деле реформирования местной бюджетной сферы многие говорят с восхищением.

Но главная отличительная особенность Собянина - его крайняя жесткость. Коллеги Собянина по политическому цеху знают, что с ним лучше не связываться. Несколько лет тому назад крупный российский политик дал мне интервью, в котором он не очень лестно отозвался о тогдашнем главе президентской администрации. Через пару дней этот человек позвонил и попросил срочно опубликовать его извинение.

Подчиненные Собянина в Белом доме тоже считают его очень строгим руководителем. В чиновниках он больше всего ненавидит неподготовленность и неинформированность. «Если он задает тебе вопрос, а ты не знаешь ответ, в этом ни в коем случае нельзя признаваться» - рассказал мне один из работников правительственной штаб-квартиры. Впрочем, Собянина ни в коем случае нельзя считать мрачным человеком, который только и думает о том, как кого наказать. Кандидат в московские мэры известен как тонкий ценитель жизни во всех ее проявлениях.

Если Сергей Собянин возглавит Москву, то стиль руководства городом, безусловно, сильно изменится. «Он не будет таким же колоритным мэром как Лужков, - сказал мне хорошо знающий Собянина крупный российский политик. - Еще его может подвести отсутствие чувства города. Кроме того, иногда он склонен чрезмерно увлекаться разными идеями».

Очень важно поэтому, чтобы в случае своего прихода в мэры Собянин был окружен другими сильными личностями, хорошо знающими Москву и ее хозяйство. Именно поэтому тандем Собянин-Шанцев сейчас представляется одним из самых реальных вариантов.


Михаил Ростовский

Валерий Шанцев: Возвращение домой?


Политик, обладающий в глазах федерального центра всеми достоинствами Лужкова, но полностью лишенный его недостатков - так можно охарактеризовать кандидата в мэры Москвы, нижегородского воеводу Валерия Шанцева.

Валерий Шанцев - фигура, хорошо знакомая москвичам. До 2005 года он почти девять лет был человеком №2 в руководстве городом. Его переезд в Нижний Новгород обычно связывают с протекцией Юрия Лужкова. Но, по сведениям "МК", все было совсем не так. Предложение подумать о губернаторстве в Нижнем Шанцев неожиданно для себя получил лично от Путина. А Лужков узнал об этом уже постфактум. Обоим политикам идея разбежаться понравилась: отношения между Юрием Михайловичем и Валерием Павлиновичем уже до этого начали постепенно охлаждаться.

Шанцев - человек, вдоль и поперек знающий московское городское хозяйства. Но в отличие от многих своих бывших коллег по столичному правительству он еще чиновник с незамыленным взглядом. Перебравшись в провинцию, Шанцев, по собственному признанию, стал по другому смотреть на Москву. Когда мы встречались для интервью в декабре 2009 года, наш бывший вице-мэр говорил о необходимости разгрузки Москвы и устранения дисбаланса между столицей и регионами.

По масштабу своей личности Валерий Шанцев вполне тянет на роль полноправного мэра Москвы. Но у него нет тесных личных отношений с Путиным. Поэтому если нижегородскому воеводе и суждено вернуться на Олимп столичной власти, то, скорее всего, он вновь будет человеком №2.


Михаил Ростовский

Людмила Швецова - первая леди московского правительства и столичная Татьяна Голикова

С 2000 года она руководит крупнейшим городским подразделением - комплексом социальной сферы, который решает проблемы бюджетников, пенсионеров, малоимущих, детей, инвалидов, а также очередников и бомжей. О масштабе и важности работы Швецовой свидетельствуют следующие цифры: в ее подчинении находятся 11 департаментов, комитетов и управлений, через которые на поддержку социальной сферы ежегодно расходуется порядка 50% средств (в районе 500 млрд рублей) городского бюджета.

До конца 1980-х годов карьерный рост Людмилы Швецовой был связан с ВЛКСМ, где она доросла до должности секретаря ЦК и председателя центрального совета Всесоюзной пионерской организации. Швецова говорит, что сколько себя помнит, всегда любила заниматься общественной работой и находиться в гуще событий. В школе она успела побывать старостой, председателем совета отряда, дружины, секретарем комсомольской организации. С 5-го класса была диктором в детских передачах на телевидении, участвовала в художественной самодеятельности. Неудивительно, что после окончания школы медалистке и активистке Люде выдали сразу два "блатных" направления - в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) и в театральное училище.

В системе исполнительной власти города Людмила Ивановна начала работать с 1994 года, когда Юрий Лужков пригласил ее возглавить комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы. Комитет активно занимался подготовкой празднования 50-летия Победы, 850-летия Москвы и Всемирных Юношеских игр. Работоспособная, деятельная и неконфликтная Швецова, которая не пропадала на больничных и готова была до ночи засиживаться на работе, понравилась Юрию Лужкову, и в 2000 году он назначил ее руководителем социального блока в статусе первого заместителя мэра. Экс-градоначальник не прогадал: Швецова идеально справлялась со своими обязанностями, без устали генерировала новые идеи и социальные проекты, не пытаясь при этом залезть на чужую поляну. Поработав с Людмилой Ивановной, Лужков даже в шутку говорил, что следующим мэром Москвы могла бы стать женщина. Свой вывод он в то время (2005 год) мотивировал тем, что женщины более мягче, рассудительнее и договорспособнее мужчин.

При всей своей загруженности и сосредоточенности на работе Людмила Швецова никогда не походила на "синий чулок" вроде героини Алисы Фрейндлих из фильма "Служебный роман". Она любит яркие ткани и макияж, следит за модой, хорошо и со вкусом одевается. Когда недавно, в День без автомобилей, Людмила Ивановна попала под дождь, она первым делом отправилась в парикмахерскую, чтобы перед началом трудового дня поправить испортившуся прическу.

Людмила Швецова стойко перенесла трагическую гибель единственного сына, после которой она осталась совсем одна. Последнее время ее настоящей семьей были коллеги из правительства Москвы.


Елена Егорова

Настоящий полковник — четвертый лишний

Включение кандидатуры министра транспорта России Игоря Левитина в четверку претендентов на пост мэра Москвы не может не вызвать недоуменных вопросов. Конечно, выбор президента непредсказуем, как и любые политические решения Кремля. Но по сравнению с другими претендентами у Игоря Левитина практически нет никаких необходимых и профессиональных качеств.

Он в отличие от Валерия Шанцева и Людмилы Швецовой никогда не работал в московских городских структурах, а в отличие от вице-премьера и главы аппарата федерального правительства Сергея Собянина никогда не руководил другими городами и регионами. Его трудовой путь был исключительно транспортным, а точнее железнодорожным. В 1973 году Левитин окончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений, в 1983 году - Военную академию тыла и транспорта, получив специальность инженер путей сообщения. В 1983 году был назначен военным комендантом железнодорожного участка Байкало-Амурской магистрали, затем заместителем начальника военных сообщений Московской железной дороги. В 1995 году стал вице-президентом Финансово-промышленной компании железнодорожного транспорта. А в 1996 году перешел в ЗАО "Северстальтранс", принадлежащее Алексею Мордашеву, где курировал железнодорожные перевозки и транспортное машиностроение, и уже в 1998 году занял пост заместителя генерального директора компании. Достаточно узкая область грузовых железнодорожных перевозок металлургической промышленности стала коньком Левитина. Здесь он бесспорно показал себя с самой лучшей стороны. В 2004 году, когда Левитина назначили министром транспорта РФ, многие независимые эксперты были удивлены, потому что при всей его успешности в работе на «Северстальтранс» транспорт России не исчерпывается железнодорожными грузоперевозками.

Министерство транспорта последние шесть лет не является хозяйствующей структурой в отличие от расформированного весной 2004 года Министерства путей сообщения. Сейчас оно функционирует исключительно как некая надстройка над рядом субъектов регулирования различных видов перевозок пассажиров. Также министерство отвечает за строительство и эксплуатацию автомобильных дорог федерального назначения, но при этом реальных рычагов влияния на строительство всех видов путей у Минтранспорта нет. И если Левитин и был где-то замечен в инициации тех или иных проектов, то опять же связанных с железными дорогами, например, месяц назад он подробно рассказывал на Байкальском экономическом форуме о планах возведения второй калеи Байкало-Амурской магистрали, которая обойдется федеральному бюджету в 400 млрд рублей.

Слабое место Минтранспорта во времена Левитина - это именно строительство и ремонт автомобильных дорог. Напомним, что во времена президентства Бориса Ельцина дорог возводилось значительно больше, чем при Путине. И вина в этом лежит именно на Левитине. Запланированная еще в 2005 году трасса Москва - Санкт-Петербург так и не была начата, хотя на ее строительство былы выделены значительные средства. Летние дорожные проблемы - коллапс на Ленинградке и Химкинский лес - фактически тоже на Левитине. И есть большие сомнения в том, что такой мэр как Игорь Левитин сможет решить одну из главных столичных проблем - пробки. Трасса, которая связала Хабаровск и Читу - это действительно его достижение. Но и оно совсем недавно было раскритиковано премьером Владимиром Путиным за однополосность и отсутствие специально подготовленной обочины. Сам факт личного вмешательства премьера говорит о безынициативности данного претендента в градоначальники.

В сложившихся обстоятельствах Левитин - мэр может быть удобен Кремлю, которому сейчас нужен такой ведомый исполнитель. Но все-таки его кандидатура, как и кандидатура Людмилы Швецовой, нужна как видимость выбора, как прикрытие для более серьезных претендентов, которыми, судя по всему, являются Собянин и Шанцев.


Константин Смирнов,
Евгений Красников

  

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру