Реформа конституционного судопроизводства свалилась на головы депутатов как снег на голову. Поэтому они пока не комментируют детали президентской инициативы.
Самое очевидное и понятное предложение — убрать возрастной предел нахождения в должности для председателя КС. Сейчас он, как и другие 18 конституционных судей, обязан уйти на пенсию в 70 лет (ограничение было введено при президенте Путине, в 2005 году). Вопрос о том, зачем нужно нынешний порядок отменять и под кого конкретно это делается, остается открытым. Явно не под возглавляющего КС сейчас Валерия Зорькина: ему 70 стукнет только через три года…
Смотрим далее. Год назад президент получил право представлять кандидатуру на пост главы КС (с последующим утверждением ее Советом Федерации). Конституционные судьи, соответственно, права самим избирать себе начальника лишились. Теперь глава государства счел необходимым расширить свои полномочия и в вопросе об отставке главы КС. Сейчас, если пять судей решат, что их председатель не исполняет свои полномочия должным образом, и убедят в этом две трети состава КС, председателю в своем кресле больше не сидеть. Но после внесенного вчера законопроекта подобная вольница и самодеятельность станет невозможной. Даже если весь КС проголосует за отстранение от должности своего председателя, без внесения представления президента в СФ и сенаторского голосования дело не обойдется.
Кроме того, в целях “оптимизации процедуры” конституционным судьям разрешат не проводить слушаний, которые растягиваются на месяцы, по определенной категории жалоб — тем, что оспаривают конституционность норм законов или постановлений, уже признанных неконституционными ранее. Судьи смогут ограничиться одним заседанием. То есть в практику КС вводится некое подобие прецедентного права. Утверждается, что это делается с учетом опыта других стран, но каких именно — не уточняется.
Ради ускорения процедуры конституционного судопроизводства и сокращения потока жалоб, предлагается также запретить гражданам, чьи дела рассматриваются в судах общей юрисдикции или арбитражных, обращаться в КС за трактовкой норм закона, если решение по их делу еще не вынесено. А вот судьям разрешат делать запросы в КС лишь по тем законам, которые они только собираются применять при вынесении вердикта.
Президентский законопроект косвенно затрагивает и проблему хронического неисполнения решений Конституционного суда органами исполнительной и законодательной власти. В частности, предлагается специально прописать, что решение КС “подлежит учету правоприменительными органами” с момента вступления его в силу.