Представитель президента в Госдуме Гарри Минх напомнил: по данным МВД, за последние 5 лет в России совершено более 1,5 тысячи преступлений с использованием травматического оружия. 60 человек погибли, около 600 получили травмы. И вот решено усилить контроль за оборотом гражданского оружия, а также ужесточить уголовную и административную ответственность за нарушение установленных правил. Среди конкретных мер он назвал категорический запрет на “ношение и перевозку в границах населенных пунктов” заряженных спортивных пневморужей и запрет на стрельбу из них “вне специально приспособленных помещений и участков местности”. “Спортивные пневморужья — это не оружие самообороны”, — объяснил столь жесткий подход г-н Минх.
Президент считает нужным запретить и продажу патронов к любому виду оружия гражданам, не имеющим разрешения на законное пользование им. А раз в 5 лет обязательно проверять знание правил обращения с оружием у тех, кто соответствующее разрешение имеет.
Думский Комитет по безопасности в своем заключении почему-то не стал перечислять конкретные замечания к тексту законопроекта. Их озвучил с трибуны зампред комитета Геннадий Гудков (“СР”). Он заявил, что в 1-м чтении поддержать предложение главы государства необходимо, но с учетом необходимости внесения в текст уточнений и изменений. В частности, неправильно, на его взгляд, запрещать использование спортивных пневматических ружей вне специально оборудованных мест: “Получается, купить можно, причем свободно, а стрелять нельзя”. Уголовная ответственность за незаконный ремонт оружия и изготовление патронов к нему, на его взгляд, чрезмерна: “Мы можем сделать потенциальными преступниками миллионы охотников, которые часто, как известно, сами изготавливают патроны”. Кстати, принятый вчера законопроект предлагает давать за это от 3 до 5 лет тюрьмы со штрафом в 100—200 тысяч рублей.
Еще большее неприятие вызвала у членов комитета, если судить по выступлению г-на Гудкова, идея ужесточить административную ответственность за нарушение правил перевозки оружия ограниченного поражения вплоть до ареста на 15 суток. “Улицы будут мести спортсмены и охотники, а после окончания срока полномочий — и мы с вами, депутаты!” — пугал он коллег.
Во время дискуссии депутаты долго спорили, можно ли из пневморужья убить кошку (мнения разделились) и что опаснее — травматический пистолет или рогатка в руках плохо воспитанного подростка. Предложения полностью запретить травматику (их высказывали некоторые коммунисты) поддержки у большинства не нашли. Представитель президента вообще сказал, что это оружие “в любом случае менее опасно, чем длинноствольное охотничье с нарезкой, есть объективная реальность, и граждане должны иметь право на самооборону”.
Определенные опасения у депутатов вызвало предполагаемое (по их мнению) расширение полномочий органов МВД. В частности, они получат право во внесудебном порядке на срок до 60 дней приостанавливать деятельность организации, нарушившей правила оборота оружия. “Дополнительных регулятивных полномочий у МВД не появляется, — успокоил г-н Минх, — выдачей лицензий на владение оружием они занимаются и сейчас, и будут заниматься. Это их хлеб, без МВД здесь не обойтись”.
Зампреду Комитета по безопасности Андрею Луговому (ЛДПР) показалось странным, что подтверждать право на владение оружием придется лишь раз в 5 лет: “Сегодня гражданин нормальный, завтра сошел с ума”. Но представитель президента сказал, что раз в 5 лет — все же лучше, чем нынешняя ситуация, когда гражданин получает право на владение оружием и контроля за ним почти никакого.
За президентскую инициативу проголосовали вчера депутаты всех фракций.
Марина Озерова
МЕЖДУ ТЕМ
В опубликованном на днях Всемирной организацией здравоохранения докладе самый высокий уровень смертности от насилия в возрастной группе 10—29 лет зафиксирован в России — 15,85 на 100 тысяч человек (ВОЗ, правда, приводит данные за 2006 год). Это значит, что на территории РФ ежедневно погибают около 60 молодых людей. Для сравнения: Европа в среднем по тем же причинам ежедневно теряет около 40 человек этой возрастной группы. При этом эксперты установили, что молодые люди являются одновременно и агрессорами, и жертвами. По их данным, около 12% европейской молодежи носит при себе холодное оружие, а 80% всех жертв — это лица мужского пола. Как выяснилось, около 40% смертей связаны именно с ножевыми ранениями.
Прокомментировать ситуацию “МК” попросил психиатра-криминалиста Михаила ВИНОГРАДОВА:
— Причин тому, что Россия вышла на первое место по числу убийств среди молодежи, несколько. Можно сколь угодно долго ругать советский строй, но нельзя не признать, что при нем молодежью занимались и она была нужна. После развала СССР государству стало не до молодежи. В это же время в Россию пришли различные секты, религиозные течения, которыми увлекались молодые люди и которые также не могли не повлиять на неокрепшие умы. Кроме того, в Россию хлынули зарубежные фильмы и компьютерные игры, перенасыщенные жестокостью. В компьютерных играх лейтмотивом стал посыл “убей его!”, не “догони” или “победи”, а именно “убей”. В конце концов, высокую психологическую напряженность создает и разница в социальных слоях.