От Закаева, которому дали право свободно покинуть территорию Польши, даже не потребовали залога. Как и предполагал ранее “МК”, суд первым делом обратил внимание на то, что Закаеву Великобритания предоставила права политического беженца. Судья решил, что решение властей одного из государств — членов ЕС действует на территории всего Евросоюза.
Сам “герой дня” с удовлетворением заявил в интервью Ассошиэйтед Пресс, что решение польского суда “вновь показало, что позиция европейцев в отношении российского подхода к Закаеву не изменилась и что они придерживаются закона”. Россия вряд ли оставит без внимания оперативное освобождение Закаева, но хочется верить, что не переусердствует с критикой Варшавы.
К тому же формально точка в этом деле не поставлена. Прокуратура может оспорить решение суда в апелляционной инстанции. И если все-таки дело об экстрадиции Ахмеда Закаева будет рассматриваться, то его могут попросить приезжать на слушания. С учетом того, что шансы на выдачу его в Россию ничтожные (особенно на фоне заявлений из Грозного, что хорошо бы дать Закаеву пожизненный срок), Закаев вполне может позволить себе посещать судебные заседания — как-никак все же реклама. Потому что складывается ощущение, будто эмиссару ичкерийцев хоть какой-то вес придает лишь страстное желание России заполучить его в свои руки. Без этого он никто и звать его никак: герой вчерашних дней, от которого мало что зависит.
Сказав “до свидания” польской Фемиде, Закаев побывал на том мероприятии, ради которого, собственно, и приехал в Польшу — на “Всемирном чеченском конгрессе”. Конгресс закончил свою работу призывами мирными путями разрешить конфликт в Чечне и создать международный суд над преступлениями, совершенными в Чечне. Интересно посмотреть, как прокомментировали проведение “Всемирного чеченского конгресса” сайты северокавказских боевиков-джихадистов: “На наших глазах организовывается штурмовой отряд, на спине которого Европа должна ворваться на землю кавказскую, чтобы утвердить здесь законы сатанинские, удержать нас под диктатом России и править нами на коллективных правах, но по правилам не нашим”. Правда, представить себе Ахмеда Закаева, восхваляющего западную демократию, во главе этого штурмового отряда как-то не получается.