Кресло главного кадровика столичной милиции освободилось месяц назад с уходом генерала Чугунова — верного соратника Владимира Пронина.
Должность эта — стратегическая. Зам. начальника ГУВД ведает всеми назначениями, формирует резерв. От него в первую очередь зависит, кто пойдет наверх — евсюковы, как при Пронине—Чугунове, или...
Разумеется, новый шеф ГУВД Владимир Колокольцев хотел видеть в этой должности надежного человека. Широко проанонсированную чистку Петровки невозможно вести сальными руками. Однако подобрать своего кадровика Колокольцеву не дали.
Как стало известно “МК”, к этой должности, вопреки мнению Колокольцева, представлен генерал-майор Анатолий Журавлев, бывший министр внутренних дел Калмыкии, а прежде — начальник УВД Новгородской области. Документы на него подписал Рашид Нургалиев (генеральские назначения идут через президентский указ).
Выбор фигуры Журавлева очень показателен. Он полностью перечеркивает все уверения МВД о самоочищении и новых кадровых подходах.
Где бы ни служил этот человек, его везде сопровождали скандалы. Именно в период, когда Журавлев возглавлял Новгородское УВД, за этим регионом прочно закрепилась слава отечественного Чикаго. Оргпреступность почти открыто заправляла областью (один из лидеров ОПГ, объявленный ныне в розыск, официально числился советником губернатора и был даже представлен… к ордену Дружбы). Никакого противодействия со стороны милиции мафия не ощущала.
Летом 2007-го новгородский губернатор Прусак был отправлен в отставку. В регион выехали бригады МВД и Генпрокуратуры. Лидеры ОПГ спешно бежали (ищут их до сих пор). Никакого участия в этой работе Журавлев не принимал. Вслед за губернатором его сняли.
Этому предшествовали и иные малоприятные для генерала события: например, разгромная проверка Генпрокуратуры, выявившая массовые нарушения в работе УВД. А также — публичная порка президентского полпреда Клебанова, который фактически обвинил Журавлева в попустительстве бандитам.
Девять месяцев отставник висел за штатом. По-хорошему его надо было окончательно увольнять, но у генерала нашлись сильные заступники. Когда скандал поутих, Журавлева перевели в Калмыкию.
Но и здесь он отличился. Полтора года его работы в Элисте были ознаменованы непрекращающейся чередой скандалов.
Надо заметить, что МВД Калмыкии и прежде выглядело не в лучшем свете. На всю страну прогремела история калмыцкого министра Тимофея Сасыкова, в 2003 году арестованного за должностные преступления. Сасыков стал первым милицейским руководителем такого ранга, переехавшим из кабинета в тюремную камеру. После его отставки в МВД республики пошли масштабные чистки.
С приходом Журавлева команда Сасыкова обрела второе дыхание. Два генерала подружились (к этому времени экс-министра уже успели осудить и выпустить на свободу). На ключевые должности начали приходить люди из сасыковского окружения.
В частности, и.о. начальника штаба МВД (в ранге замминистра) стал некто Саранов, прежде уволенный со скандалом. (Как утверждал в своем обращении глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов, Саранов в пьяном виде дважды угрожал окружающим оружием.) Должность зам. начальника республиканской ГИБДД занял человек, ранее задерживавшийся за взятку.
После того как Журавлев назначил нового начальника УБЭП, весь коллектив управления подал рапорта о несогласии с таким решением. Сотрудники открыто обвинили журавлевского ставленника в вымогательстве взяток.
Очень показательна реакция министра на это. Когда офицеры (в том числе и лично) рассказали ему о бесчинствах нового борца с экономическими преступлениями, всех несогласных начали подводить под увольнение. В числе жертв оказался и начальник собственной безопасности МВД.
Калмыкия — республика маленькая. Здесь всё на виду. Разумеется, то, что творилось в МВД, не могло оставаться тайной.
Много раз местное руководство пыталось образумить Журавлева; безуспешно. Это привело лишь к новым конфликтам. В итоге между ветвями власти разгорелась самая настоящая война.
В распоряжении редакции имеется обращение к министру Нургалиеву, подписанное год назад всей калмыцкой верхушкой: президентом республики, спикером парламента, председателем совета старейшин, главой контрольно-счетной палаты. В документе Журавлев прямо обвиняется в “деструктивных действиях”, которые “умаляют авторитет органов внутренних дел и подрывают доверие граждан”. Аналогичные письма с просьбой личного вмешательства были направлены президенту и премьер-министру.
Война достигла такого накала, что Журавлева пришлось из Калмыкии убирать. Последней каплей стал пьяный дебош, который учинил в дежурной части Элистинского УВД новый начальник службы собственной безопасности. И хотя информация об инциденте не попала в сводку происшествий (ее просто скрыли), избитые “особистом” милиционеры с синяками не смирились и принялись жаловаться. С рук им это не сошло. Спустя неделю неизвестные злоумышленники подкараулили возле дома главного жалобщика Руслана Надбитова и жестоко избили. В бессознательном состоянии Надбитов был госпитализирован в республиканскую больницу…
Теперь эти специфические методы в полной мере сумеют ощутить на себе столичные милиционеры. Если президент согласится с предложением Нургалиева, новгородско-калмыцкая эпопея повторится и на Петровке. Безнаказанность пьянит почище водки.
И это при том, что столичное ГУВД переживает сегодня далеко не лучшие времена. Московская милиция почти официально признана самой коррумпированной в стране. Именно для того, чтобы вычистить авгиевы конюшни, сюда и был направлен генерал Колокольцев. Но вместо того, чтобы помочь ему, руководство МВД делает все ровно наоборот.
В чем же причина феерической непотопляемости Журавлева? После подобных скандалов любой другой давно был бы уволен или, по крайней мере, отправлен за тридевять земель от Москвы.
Наши источники утверждают, что главным лоббистом Журавлева выступает замминистра внутренних дел Александр Смирный.
О генерал-полковнике Смирном мне приходилось писать не раз. Этот человек не без оснований считается сегодня серым кардиналом МВД. Его влияние на министра называют безграничным.
Именно Смирный является отцом милицейской реформы. Все предложения и инициативы, которые выходят из стен МВД, готовятся только им. Доступ к министерскому телу он имеет почти ежедневно, сумев стать для Нургалиева незаменимым. Говорят, без визы Смирного министр не подписывает ни одного документа. Даже очевидные провалы не в силах отвратить его от своего любимца.
Случай с Журавлевым — далеко не первый пример оригинальных кадровых подходов Смирного. Летом с его подачи к назначению начальником Псковского УВД был представлен генерал-майор Виктор Лесняк.
Пикантность ситуации заключается в том, что в феврале Лесняк был снят с должности министра внутренних дел Тувы. Случилось это после личного вмешательства президента.
В один день тувинские милиционеры стали тогда героями национальных новостей. Сначала пьяный офицер УБЭП расстрелял остановивших его сотрудников ДПС, после чего покончил с собой. Через несколько часов другой милиционер застрелил семнадцатилетнего школьника, якобы пытавшегося от него скрыться.
Тувинского министра Лесняка снимали громко. Об этом писали в газетах, рассказывали в теленовостях как о ярком примере новых кадровых подходов МВД. Никто и представить не мог, что через пару месяцев генерала попытаются поставить на другую, не менее значимую должность. А все потому, что Лесняк — однокашник Смирного по омской школе милиции.
Слава Богу, в Кремле этой симпатии не разделили. Когда документы на Лесняка поступили в президентскую администрацию, был большой скандал. Впрочем, на магических чарах Смирного он никак не отразился.
И боюсь, отразится не скоро. По крайней мере, до тех пор, пока Нургалиеву не надоест отдуваться за его ошибки…
* * *
То, как происходит в МВД реформа, подчас напоминает театр абсурда. На словах генералы заявляют одно. На деле — выходит совсем по-другому.
Если такие люди, как Журавлев и Лесняк, являются основными проводниками реформ, ничего из этих реформ не выйдет по определению. Это все равно что мазать свежее масло на заплесневелый хлеб: этакий бутерброд “по Смирному”.
Рецепт бесплатный. Дарю.