Батька по-черному

Россия может не признать Лукашенко президентом, а протестующих будет гораздо больше

Россия может не признать Лукашенко президентом, а протестующих будет гораздо больше

С чем подходит Беларусь к очередным президентским выборам, дата которых наконец названа — 19 декабря 2010 года?


20 лет прошло с тех пор, как развалился Советский Союз, а в Беларуси сохраняется советская, избирательная система. Состоявшиеся в марте текущего года выборы в местные Советы были фактически безальтернативными. На 85% округов было зарегистрировано только по одному (!) кандидату в депутаты — от власти. Это как в притче, когда Бог подвел Адама к Еве и говорит последней: выбирай себе мужа.


Лукашенковская избирательная система не знает, что такое политическая конкуренция. Она не знает, что такое открытые теледебаты.


Кандидат в президенты, оппонирующий Лукашенко, имеет право только на два 30-минутных монолога по белорусскому телевидению и ни секунды больше. Кандидат в депутаты на парламентских выборах — 5 минут телеэфира. При этом с вашим выступлением в любой момент готовы поработать ножницы цензора. Из записи моего выступления на выборах в Палату Представителей из фразы “на телеэкране 24 часа в сутки одно лицо, одни усы” вырезали “одни усы”. Как говорится, без комментариев.


Власть кичится безразмерной поддержкой народа, но при этом упорно отказывает представителям оппозиции в праве входить в состав избирательных комиссий, а значит, и контролировать подсчет голосов. На прошедших в 2006 году президентских выборах только один член избирательных комиссий страны из 120 тысяч представлял оппозиционных кандидатов Казулина и Милинкевича.


Такая арифметика никак не стыкуется с мифом о всенародной любви к Лукашенко. Ежели тебя в действительности поддерживают 80% избирателей, то включи в комиссии, где по 15—17 членов, хотя бы одного оппозиционера. Пусть он своими глазами увидит эту любовь и захлебнется слюной от зависти. Этого однако не происходит по банальной причине: в Беларуси назначаются все, от депутата поселкового совета до президента страны. В Беларуси голосуют не бюллетенями, а протоколами, где заранее определены победители. И об этом утвердительно говорит сам Лукашенко.


В интервью российским “Известиям” Александр Григорьевич заявил: “Да, мы действительно сфальсифицировали итоги президентских выборов. Просто за меня в действительности проголосовало больше, и я дал указание, чтобы цифры уменьшили”. Добавить к этому нечего.


Фальсификация голосования — один из немногих брендов Беларуси, широко известный за пределами страны. Система работает без сбоев, как швейцарские часы на запястье Лукашенко.

Выдрессированный, прошедший через сито отбора персонал избирательных комиссий запрограммирован на спускаемые сверху цифры и указания. Как правило, комиссии формируются по производственному принципу: председатель комиссии — начальник, а члены комиссии — его подчиненные. Экономическо-финансовая удавка работает безотказно. А еще в затылок каждому члену комиссии дышит приставленный сотрудник КГБ. Сразу после президентской кампании 2006 года председатель КГБ Степан Сухоренко, открывая памятник Дзержинскому, сделал в эфире откровенное заявление: “Это мы выиграли президентские выборы”. Генерал знает, что говорит.


К очередной избирательной кампании Беларусь едет на старой избирательной телеге. У нее та же конструкция, она движется по утрамбованной колее, и на ней восседают неизменные проверенные извозчики. Все, как и прежде. Завидное 16-летнее постоянство.


У избирательных кампаний, проводимых в Беларуси после пришествия А.Лукашенко в Красный дом, есть одно сходство. Все они сделаны по одним и тем же политическим лекалам. В этом вопросе цели власти и оппозиции не имеют точек пересечения.


Оппозиция выступает за свободные выборы по стандартам ОБСЕ, за возвращение избирателям права на выбор президента, депутатов, за возможность делать осознанный выбор.


Власть же делает ставку на назначение главы государства и депутатского корпуса через полный контроль над организацией и проведением избирательного процесса.


Разные цели и задачи предполагают разновекторные действия сторон. Власти тщательно оберегают избирательную систему от посягательств извне. Оппозиция предприняла попытку сформировать и зарегистрировать инициативную группу граждан по сбору подписей за изменение избирательного законодательства. Первая часть задачи была успешно реализована — группа в составе более 1000 человек была сформирована. Но во всей Беларуси так и не нашлось... помещения для проведения собрания. Вернее, мест предостаточно, но нет разрешения властей.


Это снова к вопросу о реальной поддержке Лукашенко в Беларуси. Белорусский правитель знает, что значительное большинство избирателей не верит в справедливость существующей избирательной системы и, конечно, поддержит инициативу по ее изменению.


Лукашенко боится выборов как огня. Его пугает даже избирательная кампания по его правилам и под его контролем. Рейтинг Лукашенко застрял в районе 35%. Прилично, но явно недостаточно, чтобы выиграть. К тому же, согласно опросам лаборатории “Новак”, за нового человека сейчас хотят голосовать более половины избирателей страны. А вот это уже серьезно.


Безусловно, это — реакция людей на кризис, с которым никак не удается совладать правительству. Разочарование людей сейчас велико как никогда. Кризис давит режим Лукашенко в объятиях нарастающих проблем.


Таяние 8-миллиардного долларового энергетического гранта России привело к разрушению социального контракта с населением. Покупать любовь ветеранов и сельчан становится все труднее. В этой ситуации Лукашенко нелегко было определиться даже с датой выборов: призрак непризнания их итогов бродит по Красному дому.


За время правления Лукашенко ни одна избирательная кампания, проводимая в Беларуси, не была признана на Западе легитимной и демократичной. Но на сей раз дела обстоят еще хуже: существует реальная угроза, что теперь и Москва откажется от особого мнения и посмотрит на президентскую кампанию в Беларуси через призму стандартов ОБСЕ. На прошлой неделе кандидат в президенты от Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук и его коллеги провели на этот счет успешные переговоры в Берлине. Да и простые люди, белорусские избиратели, я уверен, не станут больше покорно стирать с лица плевок подтасовок и фальсификаций итогов президентской кампании.


Пять лет назад четыре генерала с экрана телевизора предупреждали: кто выйдет на акцию протеста, тот будет преследоваться по уголовной статье, предусматривающей смертную казнь.
Тогда более 30 тысяч человек вышли в центр Минска, чтобы сказать “нет” фальсификациям. В 2010-м таких людей будет гораздо больше. И Лукашенко это прекрасно знает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру