Корреспондент “МК” выяснил, как готовятся к слушаниям в Общественной палате. Они начнутся 16 сентября в 11.00, вчера члены ОП выехали в лес, чтобы поговорить с людьми и оценить размер ущерба.
Ощущается, что кремлевское задание стало для общественников неожиданностью. “Многое неясно, правда! — призналась “МК” руководитель пресс-службы ОП Марина Рыклина. — Приглашены будут и защитники леса, и “Гринпис”, и эксперты, и строители, и прокуроры. Мы запрашиваем альтернативные маршруты дороги, чтобы их заранее изучить. Помимо тех, кого приглашаем мы, есть очень много общественников, которые сами просятся на слушания. Постараемся никому не отказать. А у нас самое большое помещение — на 200 человек. Вероятно, придется рассаживать участников по разным комнатам и делать обсуждение интерактивным. Некоторые участники будут слушать удаленно, а в основной зал перебегать, только чтобы выступить. Модераторами обсуждения будут члены ОП Владимир Захаров как эколог и Вячеслав Глазычев как специалист по местному самоуправлению. Какой документ станет итогом слушаний — это вопрос. Вероятно, будут подготовлены рекомендации президенту по этой ситуации. Хотелось бы еще предложить и четкий механизм решения похожих ситуаций”.
Обсуждение уже развернулось в блоге ОП. Владимир Захаров написал: “Решение президента еще раз проанализировать возможные варианты прокладки трассы для меня означает, что власть не захлопнула дверь, в которую стучало гражданское общество”. И сразу же получил отповедь от жительницы Химок: “Я хочу, чтобы члены Общественной палаты поняли, что жители ХИМОК НЕ ХОТЯТ ТРАССЫ ЧЕРЕЗ ГОРОД! Попытайтесь понять, что абстрактная защита леса — это замечательное дело. Но в данном случае вопрос ставится так: либо коридором, оснащенным всеми современными средствами, через ЛЕС; либо ЧЕРЕЗ ГОРОД, в котором живут ЛЮДИ. Для вас лес дороже людей?!!”
— Скажите, много ли в Химках людей, которые хотят, чтобы трасса шла по-старому, через лес? — спрашиваю главную защитницу леса Евгению Чирикову.
— Я не встречала. Я встречала людей, которых власти заставили подписаться. И людей, у которых мало информации об альтернативе. Их пугают, что тогда трасса пойдет через город и придется снести половину Химок. Это ложь. Трасса может пройти в туннеле под Октябрьской железной дорогой. В префектуре северо-запада Москвы мне сказали, что это вполне реально, все необходимое оборудование есть — оно использовалось для строительства тоннеля под Серебряным бором и Лефортовским парком. Об этом умалчивают, при этом кто-то пытается агитировать людей за строительство через лес. Я и другие жители получаем анонимные звонки с приглашениями на какие-то общественные слушания. Причем ни в газетах о них не сообщают, ни объявлений не вешают. То есть хотят провести какое-то кулуарное мероприятие, а потом заявить: горожане приняли решение. Я не знаю, кто это пытается организовать. Мы уже подали протест в прокуратуру”.
“Ситуация очень сложная, — сказал “МК” член ОП Владислав Гриб. — Каждый вариант ущемляет чьи-то интересы: либо жителей, если трасса пойдет через город поверху, либо экологические интересы или интересы бюджетов: если идти под землей — нужно в разы увеличивать смету. Поэтому наша задача всех пригласить, найти компромисс и подготовить рекомендации для Президента РФ. Или просто по каждому варианту подробно расписать плюсы и минусы. А кто-то в этот момент игнорирует просьбу президента найти компромисс и пытается агитировать, нагнетать страсти”.