Посещению магазина предшествовала поездка президента на племенной завод “Трудовой”. Буренок здесь доят под классическую музыку. В ухо каждой коровушке, рассказала журналистам замдиректора завода по животноводству Татьяна Коппель, встроен чип. Он и посылает на компьютер информацию: сколько молока дает каждая подопечная, как у нее со здоровьем и, наконец, не находится ли она — внимание! — “в запуске” — так называется коровий декрет. Длится он 2 месяца (вся беременность — 9), и в этот период времени рогатых красавиц (вернее, безрогих — у всех буренок на заводе спилены рога) не беспокоят дойкой, а также свободно выпускают на улицу погулять.
Я обнаружила среди буренок загадочную особу: в одном ухе у нее была бирка с надписью “Секс”, в другом — с надписью “Ночка”. По идее, на поименованную таким образом даму должен обращать внимание каждый уважающий себя бык. “Секс-ночка” — ишь ты! И откуда только это взялось? Загадка разрешилась самым прозаичным образом: оказалось, зовут даму Ночка, а второе слово означает, что осеменили корову секстированным семенем. То есть с заранее заданным полом теленка. В данном случае — девочки. Вот вам и весь секс. Почему другую буренку нарекли кличкой Дрофа, выяснять уже не хотелось…
Дмитрия Медведева, которому руководство завода рассказало, насколько замечательное у них предприятие, волновал следующий вопрос: “Коровы счастливые?” “Улыбаются”, — сообщила глава Минсельхоза Елена Скрынник и заодно улыбнулась сама. ДАМ прошелся по коровнику, погладил отдельных буренок, на мордах которых вопреки заверениям Скрынник вовсе не сияли белозубые улыбки, и направился к месту обитания телят. Каждый теленок здесь живет в отдельном домике. У них в отличие от многих россиян жилищный вопрос успешно решен. Один малыш, которого глава государства попытался приласкать, в некотором испуге отодвинулся. “Он смутился”, — пояснила Скрынник, у которой, похоже, в порядке вещей приписывать животным человеческие качества. Впрочем, это еще ничего. Главное — не приписывать их фруктам и овощам…
На бахче, куда президент отправился после этого, ему предложили отведать арбуз. Дали огромный кусок. Откусив, ДАМ внезапно застеснялся и передал угощение охране: “Занесите в машину. А то у меня вся морда такая (то есть в арбузном соке. — Н.Г.) будет…”
На сельхозрынок “Юбилейный” глава государства нагрянул внезапно — изначально посещение торговых рядов в его программе не значилось. Поинтересовался ценами на овощи, заглянул в мясной павильон. Однако спокойно ознакомиться со стоимостью продуктов Медведеву фактически не позволил народ. При появлении гаранта на рынке поднялся страшный ажиотаж. Люди так и норовили схватить посетителя Медведева за одежду, пробиваясь поближе. Звучали крики: “Надо потрогать его — волшебный или нет!”; “Красивый какой!”. “Мы вас любим!” — неожиданно громовым голосом прокричала бабушка божий одуванчик. Одно слово — базар. Какая-то женщина, продравшись сквозь толпу, обняла Медведева и прижала к себе как родного: “Я вам писала насчет внука Вовки, но результата нет”, — пожаловалась она. “А что с внуком?” — уточнил ДАМ. “Я вам еще раз напишу”, — вместо ответа пообещала женщина.
Побывал глава государства и в обычном городском супермаркете. Узнав, сколько стоит хлеб (от 12,8 до 13,5 рубля), яйца (25 рублей) и молоко (25,7 рубля), одобрительно заметил: “Нормальные цены”. Посетителей в магазине сначала заметно не было, но вот на горизонте показалась супружеская чета. “Скажите по-честному — цены выросли?” — обратился к супругам президент. “Да нет, удовлетворяют”, — сказали те. Хлеб, яйца, молоко, по словам пары, не подорожали совсем. “Значит, губернатор правду говорит”, — пронзительно взглянул на главу Саратовской области Павла Ипатова ДАМ. И — снова к мужу и жене: “А гречка как? А то у нас психоз начинается”. Супруги ответили, что вообще-то гречку не едят, но если питаться только ею, то в семейном бюджете образуется существенная дыра.
Тем временем на улице собралась внушительных размеров группа граждан, у которых Медведев тоже поинтересовался стоимостью гречки. Информацию ему, однако, выдали крайне противоречивую: одни говорили, что цена осталась на прежнем уровне. Другие яростно кричали: стоимость гречки выросла, да еще как — с 35 рублей до 60—65. Президент пожелал объяснить людям, почему вокруг многими любимой крупы возник ажиотаж: “Спекулянты потому что. Кто-то пустил слух, что будет неурожай”.
Об этом же ДАМ говорил на заседании президиума Госсовета, где обсуждалось положение дел на продовольственном рынке. В Саратовской области, сказал оратор, ситуация с ценами нормальная, “но из ряда регионов приходит информация о росте цен”. “Однако никаких предпосылок для роста цен на основные продукты питания и дефицита нет. Все это носит спекулятивный характер”, — заявил глава государства. Касаясь урожая зерна, Медведев подчеркнул, что даже по самым пессимистичным прогнозам он составит 60 миллионов тонн. “У нас не будет недостатка ни в мясе, ни в молоке, ни в сахаре”, — пообещал выступающий. Он напомнил, что правительству, а также всем контролирующим органам дано поручение мониторить ситуацию с ростом цен.
Гречка, естественно, удостоилась в речи Медведева отдельного упоминания: повторив, что увеличение ее стоимости носит спекулятивный характер, глава государства обнародовал одну из схем нечистоплотных торговцев: “Зачастую вечером гречка изымается с прилавков: заезжает в магазин грузовик, закупает товар и потом продает его на рынке по взвинченным ценам. Тут есть желание сливки снять, срубить быстро деньги”. Напоследок Медведев пообещал, что если ситуация с ценами изменится к худшему, он лично примет меры по обеспечению граждан качественными и недорогими продуктами…
И тут хотелось бы вернуться к посещению главой государства супермаркета. Сам президент приобрел там две бутылки кваса “Хлебный край” и пачку “Орбита”. А вот своему помощнику Александру Абрамову, проходя мимо киоска с DVD, посоветовал приобрести фильм под оптимистичным названием “Пипец”. Абрамов предпочел обойтись без покупки. И правильно — вдруг фильм окажется “в руку”.
Саратов.