“Тигр” ценой не вышел

Минобороны хочет закупать итальянские броневики, потому что они втрое дороже?

Последнее время Министерство обороны все чаще заявляет, что планирует закупать иностранные образцы вооружений. То есть правительство фактически отказывается от того, чтобы стимулировать деградирующее промышленное производство и инвестировать средства в наукоемкий сектор экономики. Покупку французского вертолетоносца еще можно объяснить отсутствием в нашей стране аналогов. Но новости о возможных закупках бронеавтомобилей, танков, стрелкового вооружения за рубежом вызывают недоумение в стране, которая всегда славилась своим оружием.
Минобороны хочет закупать итальянские броневики, потому что они втрое дороже?
IVECO LMV подорван в Афганистане. Экипаж выжил.

Недавно в распоряжении “МК” оказалось короткое видео, на котором на заснеженной целине соревнуются две бронемашины: отечественный ГАЗ-233014 (также известный как “Тигр”) и итальянский IVECO LMV. Машины стартуют одновременно, и метров через 10—15 итальянец замедляет ход и останавливается. Отчетливо видно, что колеса у принятой на вооружение многими странами НАТО машины вращаются, однако с места она не двигается. “Тигр” в то же время спокойно продолжает движение.


Само по себе это испытание не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Однако на фоне слухов о взятии LMV на снабжение в ВС России это видео заставляет задуматься: а подходят ли итальянские наработки к российским условиям? Вполне логично предположить, что на испытаниях LMV не повезло и он просто попал в яму. “МК” попытался разобраться в этой истории и сравнить две машины.


Довольно легко удалось выяснить, что съемки велись на специальном полигоне под Бронницами, а неудачливый LMV — один из двух купленных КамАЗом в сентябре прошлого года для тестирования. Стоимость одной машины составила 300 000 евро. Стоимость “Тигра” оценивается приблизительно в 100 000 евро. То есть по цене сравнение явно не в пользу западного образца.


Минобороны, однако, считает эту цену приемлемой, ведь машина от IVECO комфортабельней и лучше защищена по сравнению с поставляемым в войска “Тигром”. На LMV заявлен 6-й класс бронирования (выдерживает выстрел специальной пули Б-32 из СВД), а у военного “Тигра” он 3-й (обычная 7.62 из АК). На LMV кресла удобнее, а в “Тигре” установлены самые обычные. Правда, такие условия поставили перед производителем в самом Минобороны.


МВД, например, закупает для себя “Тигры”, оборудованные по 5-му классу защиты (выдерживает специальную пулю ТУС 7.62 из АК), а на предложения производителя ставить удобные сиденья армейские генералы во время заключения контракта отвечали отказом. Мол, это армия, солдату комфорт не нужен.


Еще одним важным преимуществом LMV считается возможность организовать его сборку на КамАЗе. Это создаст новые рабочие места. При этом никто не хочет вспоминать о рабочих, которые лишатся своих мест, если “Тигр” не найдет своего покупателя.


Реальным недостатком “Тигра” до недавнего времени был его двигатель. Он производится в Бразилии по лицензии американской компании. По договору, заключенному с производителем, российская сторона не могла использовать двигатель в военных целях. Но на прошедшем недавно в Жуковском форуме “Технологии в машиностроении” был продемонстрирован новый двигатель отечественного производства. Он будет установлен на модернизированный вариант “Тигра”, который появится уже в этом году. Производители обещают, что эта модель будет бронирована уже по 6-му классу.


При всем этом “Тигр” обладает рядом преимуществ перед итальянским аналогом. Например, в его конструкции использована подвеска от БТР, что, возможно, и позволило ему выиграть испытание на заснеженной целине. В “Тигре” спокойно размещаются 6 человек, а у итальянского аналога предел — пятеро, как в обычной машине. Окна в LMV не приспособлены для ведения огня из салона автомобиля, тогда как на “Тигре” оборудованы бойницы. Наконец нижний температурный порог для запуска двигателя у LMV -35 градусов. В Европе температура, конечно, редко опускается ниже, а вот в наших климатических условиях это может быть проблемой.


Из всего вышеперечисленного становится понятно, что отечественная машина по крайней мере не хуже итальянской, а стоит в три раза меньше. Почему же Минобороны настаивает на закупке LMV?


У специалистов, близких к этой области, есть несколько версий. Первая: таким образом Россия поощряет своих западных партнеров. Вторая: на крупных заказах крупнее откаты. Третья: военные шантажируют отечественных производителей, которые обленились и не способны производить конкурентоспособную продукцию. Четвертая: один из производителей вооружений, используя свои связи в МО и правительстве, стремится лишить другого госзаказа. Какая версия верна? Вероятно, каждая понемножку.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру