Теперь понятно, почему государственные средства массовой информации таким хором встали на защиту господина Плетнева. И почему бредовый проект обмена десяти горе-шпионов столь стремительно превращается в пугающую реальность.
Оставим пока Сутягина и компанию. Не о их виновности или невиновности здесь речь. Речь о якобы российской шпионской группе, чей сугубый непрофессионализм граничит с клиническим идиотизмом. Конечно, в любой, даже самой передовой компании есть пара процентов раздолбаев. Но всерьез обменяв их на осужденных за шпионаж российских, кстати, граждан, мы признаем, что это и есть наш передовой отряд внешней разведки. И эти герои комедийного боевика достойны награждения закрытым указом президента. Хотя на Родину их стоит вернуть лишь для того, чтобы они, если хватит остатка жизни, отработали потраченные на них сотни тысяч долларов.
А теперь чуть более серьезно. Возможно, Аня Чапман и самая сексуальная, но не единственная русская шпионка, “томящаяся в американских застенках”. Есть еще по крайней мере несколько человек, которые — неважно, за деньги или за убеждения, но профессионально и добросовестно шпионили на нашу Родину. Например, экс-сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс, осужденный в 1994 году на пожизненное заключение. Экс-сотрудник Агентства национальной безопасности (АНБ) Роберт Липка, получивший в 1996 году 18 лет тюрьмы. Инструктор школы ВМС Курт Лессентиен, осужден в 1996 году на 27 лет. Юрисконсульт Пентагона Тереза Сквиллакоут и ее муж, профсоюзный активист Курт Стрэнд (приговорены в 1997 году к 21 и 17,5 лет). Этих людей обменивать никто не торопится. Надеюсь, не из-за того, что их родственники не работают в СВР.
МЕЖДУ ТЕМ
На четыре часа дня четверга местоположение Игоря Сутягина было неизвестно. Как сказал “МК” председатель Комитета защиты ученых Юрий Рыжов: “Со вчерашнего дня у меня нет никакой новой информации”.
По всей видимости, все должно было решиться после заседания в федеральном суде Нью-Йорка, где проходили слушания по делу десятерых арестованных российских шпионов (пятерых из них специально доставили в Нью-Йорк из других штатов).
Тема обмена шпионами получила широкую огласку в западных СМИ. В первую очередь газеты добились от американских официальных лиц признания самого факта переговоров. Однако никаких подробностей этих переговоров в прессу не просочилось.
В Америке интерес вызывает внутриполитический аспект всего шпионского скандала. Как пишет The Wall Street Journal, само задержание русских агентов было ударом по позициям Обамы, укрепившимся после очень теплого официального визита российского лидера в Калифорнию и Вашингтон. Обменяв шпионов, администрация демократов смогла бы замять неудобную для себя историю. Правда, как предупреждает The New York Times, эта сделка сразу станет поводом для нападок со стороны республиканцев, которые и так постоянно обвиняют Обаму в “мягкости”.
Обмен также выгоден и для американских спецслужб: в ходе судебного разбирательства неизбежно всплыли бы подробности действий контрразведки, которой, конечно, не хотелось бы раскрывать своих методов, полагает The New York Times. Мало того, The Guardian обращает внимание на несостоятельность обвинения русским шпионам, да и масштаб их личностей вызывает сомнения. В целом же большинство западных специалистов, опрошенных американскими и английскими изданиями, высказывают недоумение по поводу обмена. Реанимация практики “холодной войны” для разрешения неудобной истории кажется им оригинальным решением.
В четверг днем появились неофициальные сообщения, что обмен шпионов все-таки состоялся. Якобы Анна Чапман должна быть тайно доставлена в Москву в ближайшие сутки. И никаких официальных заявлений по этому поводу не будет. В Департаменте информации и печати МИД России заявили, что не комментируют данный вопрос. А РИА “Новости” сообщило, что Игорь Сутягин уже в Вене.