Еще в апреле начальник управления военного образования Тамара Фральцова, выступая на форуме “Армия и общество”, сообщила, что сегодня военные вузы выпускают порядка 15 тысяч лейтенантов. А потребность в них армии, доведенной до нового облика, всего 2—3 тысячи. В связи с чем, заявила она, у Минобороны теперь появляется выбор: получить самых лучших и достойных.
Каковы критерии этих достоинств — то ли незаурядные таланты, то ли объем кошелька родителей, она не уточнила. (Знакомый офицер, отпрыск которого на днях окончил престижный столичный военный вуз, посетовал: “Думали квартиру дочери купить, но, видимо, не получится. Часть денег пришлось отдать, чтоб сыну-лейтенанту нашли должность и распределили в войска”. — Авт.) Фральцова предложила не драматизировать ситуацию, так как эти мальчики получили за счет государства военное образование да еще гражданский диплом. И рассказала, что ее сын, окончивший в прошлом году вуз, правда гражданский, тоже самостоятельно искал работу, так что никакой проблемы в этом она не видит.
Зато, например, ее видят более 800 молодых офицеров со “свободными дипломами”, окончившие Военный университет. Из них лишь пара десятков человек получила распределение в армию и на флот. И это понятно, ведь юноши поступали в вуз в тот момент, когда очередную реформу армии заканчивал еще министр обороны Иванов. Тогда в войсках было 355 тысяч офицерских должностей. Но с приходом министра Сердюкова и его “нового облика” вдруг выяснилось, что их должно остаться всего 150 тысяч.
Правда, многие курсанты все же надеялись, что им, кого набрали при старой реформе, дадут все же доучиться и получить звездочки. Тем более руководители Минобороны периодически заявляли, что всем выпускникам военных вузов, желающим служить, будет предоставлена такая возможность. Успокаивали и слова замминистра обороны, статс-секретаря Николая Панкова, который говорил, что в этом году военные вузы окончат примерно 13,5 тысячи человек, а трудоустроить имеется возможность порядка 14 тысяч. При этом он почему-то не конкретизировал, что такое трудоустройство предполагает выпускникам с высшим образованием предлагать должности солдат и сержантов-контрактников, а также гражданских специалистов (эти должности сегодня в армии в основном занимают пенсионеры-отставники). Теперь им, видимо, придется потесниться. Хотя массового наплыва нынешних выпускников на эти должности пока что-то не наблюдается. Они почему-то предпочитают искать пристанище в Погранслужбе, ФСБ или МВД — у кого на что хватит связей. А Минобороны тем временем бодро продолжает свою “оптимизацию”. Как на днях заявил Николай Панков: “Мы не скрывали, что все последние годы до 2008 года занимались удержанием любой ценой и любыми средствами офицеров на военной службе. Не хочешь служить — будешь служить, не отпустим. И после 2008 года мы впервые честно сказали: не хочешь служить — можешь увольняться”.
Только вот те ребята, что шли пять лет назад в военные вузы, видимо, хотели...