— Российская тема для вас не в новинку: вы изучали славистику. А что конкретно входило в программу обучения и каковы были ваши успехи в этом предмете?
— Учить русский язык я начал еще в школе, хотя это было довольно экзотично для тех времен. В университете я изучал русский и французский языки, то есть славистику и романскую филологию. В конце учебы я спросил себя, что делать дальше. В поисках работы я обратился в министерство иностранных дел. Последние 15 лет я занимаюсь именно международной политикой, в первую очередь в области международной безопасности и обороны.
— Кто является вашим любимым русским автором?
— Я с удовольствием прочитал много произведений русских авторов, например Чехова. Огромное впечатление на меня произвел “Раковый корпус” Александра Солженицына. Я прочитал этот роман еще в школе, разумеется, в переводе. Позднее я также с большим упоением читал его “Архипелаг ГУЛАГ”. Все эти произведения для меня очень интересны, в первую очередь с исторической точки зрения. Ведь я больше историк, чем литературовед.
— Вы еще владеете эсперанто. С чего началось это увлечение?
— Первые уроки эсперанто мне преподали еще родители. Я по-прежнему говорю на этом искусственном языке, по-прежнему им интересуюсь. У меня много друзей, также владеющих эсперанто. Мы встречаемся на специальных мероприятиях и в кружках, посвященных эсперанто, а также на международных конгрессах.
— Это не первое ваше дипломатическое назначение в России...
— Еще при Советском Союзе я два года отработал в Ленинграде и два года в Москве. В Северной столице я был вторым человеком в дипломатическом представительстве, а именно — первым заместителем консула. В Ленинграде я смог приблизиться к русской культуре, завел много друзей. Со многими из них я по-прежнему общаюсь, навещаю их. В Москве я работал в отделе прессы, и время, проведенное здесь, также было крайне интересно, так как я как раз попал на период перестройки и смог собственными глазами наблюдать все происходящие в этой стране процессы. Мы были “астрологами Кремля”, то есть пытались угадать политику советских властей.
— Изменилась ли Москва по сравнению с временем вашей первой работы здесь? В какую сторону? Вы рады, что вернулись сюда?
— В первую очередь город стал более западным, теперь здесь можно купить все, хотя многое по очень высокой цене. И в столице стало столько машин! Мне приходится много времени проводить в пробках.
— Отношения между Россией и Германией очень тесные. Могли бы эти два государства сблизиться еще сильнее?
— Вы абсолютно правы, отношения между Россией и Германией очень близкие, и у нас практически нет проблемных вопросов. Но в последние годы в России, к сожалению, прослеживается тенденция сокращения числа людей, изучающих немецкий язык. Это же можно сказать и в отношении количества немцев, изучающих в Германии русский. В качестве посла я бы хотел серьезно озаботиться этим вопросом и если не улучшить показатели, то хотя бы не позволить им снизиться еще больше.
— Вы были послом ФРГ при НАТО. На ваш взгляд, Россия и НАТО обречены быть противниками — или же мы они станут партнерами? А может быть, даже Россия когда-нибудь войдет в состав НАТО?
— Я считаю, что НАТО и Россия не противники. С момента основания в 1949 году в альянс вошли в целом 28 государств. НАТО и впредь будет развиваться на этой мультинациональной основе. Что же касается возможного вступления России в альянс, то насчет этого в уставе НАТО есть четкая формулировка: при соблюдении определенных условий членом НАТО может стать любое европейское государство. А Россия безусловно является частью Европы. Но на данном этапе можно отметить, что альянс довольно успешно сотрудничает с Россией. Взять хотя бы крупнейшую операцию НАТО — в Афганистане. Поддержку, которую оказывает Россия, трудно переоценить. Россия это делает и в собственных интересах.
— Может быть, целесообразнее создать некое евроатлантическое пространство безопасности взамен НАТО?
— НАТО и впредь будет существовать, другое дело, что Организация Североатлантического договора должна развивать систему безопасности в Европе, плотно сотрудничая с государствами — не членами альянса. С вопросами европейской безопасности в расширенных рамках отлично справляется ОБСЕ.
— Безвизовый режим между Россией и Германией — это фантастика или реальность в обозримом будущем?
— В настоящее время перспективу введения безвизового режима Россия обсуждает с Евросоюзом в целом. Германия заинтересована в этом шаге, так как и многие немцы хотят без лишних проблем путешествовать в Россию. Вопрос решается постепенно, шаг за шагом, и надеюсь, что мы придем к безвизовому режиму очень скоро.