Надежда Синикова (1955 г.р.) до переезда в Москву была заместителем руководителя управления МНС по г. Санкт-Петербургу. В 2004 году, когда нынешний руководитель Минобороны Анатолий Сердюков стал и.о. главы Министерства по налогам и сборам, Синикова возглавила одно из управлений министерства, а в том же году стала руководителем управления МНС по г. Москве. В 2009 году она вступила в должность заместителя руководителя Федеральной налоговой службы. Синикова — не первый выходец из налоговой в структурах Минобороны. Там уже числятся экс-руководитель ФНС Михаил Мокрецов и начальник правового управления ФНС Наталья Елина.
Виктор Черкесов, который в 1998 году стал первым заместителем директора ФСБ (тогда эту должность занимал Владимир Путин), а в марте 2003 года был назначен руководителем Госнаркоконтроля (затем — ФСКН), занимал кресло главы Рособоронпоставки с 2008 года. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств было создано в 2007 году. Предполагалось, что силовики предоставляли бы ведомству свои заявки, а оно бы проводило закупки.
О возможных причинах последних кадровых перестановок “МК” побеседовал с директором Центра анализа стратегий и технологий Русланом ПУХОВЫМ.
— Руслан Николаевич, с чем вы связываете произошедшее в Рособоронпоставке?
— Разумеется, с тем, что ведомство не вышло на заданный уровень эффективности. Оно не смогло синхронизировать закупку вооружений для всех силовых ведомств. Хотя его создание было задумано именно как способ для снижения затрат и борьбы с коррупцией при размещении гособоронзаказа. Ни Александру Денисову, ни его преемнику Виктору Черкесову сделать это не удалось. Ведомство “зависло” и было переподчинено Министерству обороны. Хотя изначально оно задумывалось как организация правительственного подчинения.
Поэтому разумно, что его возглавит профессиональный бухгалтер и аудитор. Там должен сидеть не специалист по тактико-техническим вооружениям, а специалист по финансовым схемам.
— Вы считаете, что такому специалисту удастся наладить работу Рособоронпоставки?
— В том виде, в котором все задумывалось, уже не получится. Однако если агентство заработает хотя бы в полсилы, это уже принесет первые плоды в борьбе с коррупцией и неэффективным использованием государственных средств. Ведь были случаи, когда патроны одинакового типа поставлялись в три силовых ведомства по трем разным ценам. Образно говоря, одним — за рубль, другим — за рубль с полтиной, третьим — за два. Понятно, что там, где патроны стоят полтора и два рубля, имеют место несправедливые накрутки.
— Ну хоть каких-то результатов это ведомство за два года добилось?
— Они контролировали около 2% закупок. В этом и корень их неэффективности — объемы гособоронзаказа слишком большие. Те, кто отвечал за закупку в ведомствах, не горели желанием работать по-новому, и они сделали все, чтобы Рособоронпоставка не заработала в полную силу. Это не единичный случай, когда тот, кого надо контролировать, оказывается опытнее, хитрее, обладает большим административным ресурсом и поэтому может нейтрализовать контролеров.