Там, где у театра вешалка, у “ИЖмаша” — производство деталей для автомата Калашникова с помощью MIM-технологий — литья порошковых металлов и сплавов под давлением. Гендиректор предприятия Владимир Гродецкий начал рассказ для премьера: “Эти прочнее, выносливее”. Тут премьер увидел самого Михаила Калашникова. Обнялись, расцеловались. Калашников как всегда произнес слова про мир во всем мире и вдруг обратился к Путину с вопросом: “Почему у оружейников нет праздника? Нужен праздник!” Премьер улыбнулся и ответил, что считает: праздник должен быть, но, очевидно, в день принятия госпрограммы вооружения. Калашников тоже улыбнулся в ответ.
Путин прошествовал вдоль стенда с двумя десятками автоматов разной модификации. Среди них — АК-200 (5,45 мм) — автомат Калашникова нового облика на базе АК-74М. Как рассказали премьеру, на него “очень много можно приладить” — лазерный указатель, всевозможную оптику, фонари и т.д. Тем временем за спинами делегации (премьера сопровождали вице-премьер, а по совместительству куратор оборонки Сергей Иванов и министр обороны Анатолий Сердюков) водила дулом ДУМ — дистанционно управляемая машина. Она выглядела как мини-танк. Приставленный к ней инженер объяснил: “Человек не сидит в зоне обстрела, а управляет танковым пулеметом Калашникова на расстоянии”. А вот на каком — военная тайна, не сказали даже премьеру. Зато глава правительства теперь, очевидно, все знает про тепловизионный прицел для стрелкового оружия “Шахин”. Как поведал ему замгендиректора ЦНИ “Циклон” прицелы недавно прошли испытание, скоро будут поставлены в войска. Не только в наши, а в Сирию, Йемен, Иорданию.
“Впереди Олимпиада, не можем не показать”, — подвел премьера Гродецкий к винтовкам биатлонистов. Путин приподнял одну из них, но Гродецкий переключил его внимание на таблицу, где были указаны все медали, завоеванные на олимпиадах и чемпионатах мира нашими спортсменами с оружием производства “ИЖмаш”. “Только 176 золотых”, — говорил Гродецкий (правда, до приезда премьера он жаловался, что “половина норвежских спортсменов стреляет из нашего оружия, а наших приходится убеждать”).
Заканчивая осмотр, глава правительства взвесил на руке штурмовой пистолет. Пока он слушал лекцию о штурмовых патронах, Сергей Иванов вовсю целился в потолок из только что положенного премьером пистолета, а Анатолий Сердюков как-то по-отечески разглаживал форму на солдате-манекене. И тут премьер решил перейти к “боевым действиям”. Он взял в руки предложенный ему пневматический пистолет и несколько раз выстрелил.
Покидая “ИЖмаш”, Путин ласково похлопал по боку реактивную противотанковую гранату РПГ-28. “Значительный объем технологического оборудования отрасли, конечно, устарел. Мы были сегодня на предприятии (“ИЖмаше”. — Авт.), там обновление происходит, но в целом по отрасли пока обновления недостаточно — порядка 5% в год. Нам нужны внятные и реалистичные планы модернизации предприятий, подкрепленные финансовыми источниками. До конца года мы должны разработать новую ФЦП по модернизации ОПК”, — заявил ВВП, открывая совещание по вопросам производства оружия ближнего боя. Само совещание прошло в закрытом от прессы режиме.