Польским журналистам удалось получить рапорт, который через несколько часов после катастрофы предоставил премьер-министру Дональду Туску глава Воздушных сил Польши генерал Кшистоф Заленский. Из него следует, что пилоты планировали вылет на час раньше. Этот час был необходим для того, чтобы в случае плохих погодных условий самолет мог сделать несколько кругов перед посадкой или приземлиться на запасном аэродроме. Канцелярия президента должна была согласовать с авиаотрядом свои планы. Однако сделано этого не было, и время вылета было перенесено на час позже — с 6.30 на 7.30 часов утра. Поэтому у пилотов не было в запасе времени для разрешения чрезвычайных ситуаций или приземления на аэродроме в Витебске или Минске — президент просто опоздал бы. А поскольку мероприятие имело очень большое политическое значение, глава Польши этого себе позволить не мог.
Впрочем, это не единственный промах администрации президента. Как рассказал польским журналистам источник в Минобороны Польши, военное начальство никто не проинформировал о том, что на борту будет одновременно столько начальников. Напомним, в авиакатастрофе погибли шесть главнокомандующих.
“Президент намеревается пригласить принять участие в этом мероприятии главнокомандующих войсками” — это единственное уведомление, которое поступило в Минобороны Польши из администрации президента 17 марта. Главнокомандующие получили приглашения 25 марта. Некоторым из них даже пришлось прервать отпуск.
— О том, что они летят все вместе, они узнали чуть ли не в самолете уже перед самым вылетом, — рассказал источник из Минобороны.
Как рассказал на пресс-конференции, посвященной ходу расследования, уже непосредственно премьер-министр Дональд Туск, все мобильные телефоны, в том числе и телефон президента, и прочая техника были переданы польским следователям. Он также заверил, что никаких секретных документов, которые якобы могли перевозить глава страны и другие высокопоставленные лица, на борту не было.
Говоря о причинах аварии, Туск сказал, что сложности есть даже в установлении реального времени авиакатастрофы. Он заявил, что не знает расшифровок “черных ящиков”. Однако с полной уверенностью может сказать, что “там нет ничего сенсационного”. Кроме того, по его словам, скорее всего можно исключить, что на борту был взрыв или к аварии привели технические неполадки.