За тем, как развивались вчера события в Верховной раде и Госдуме, которые почти одновременно одобрили соглашения по Черноморскому флоту, следили корреспонденты “МК”.
“Битва за Севастополь” в Верховной раде вышла жаркой, почти как в Крымскую войну. Под вой сирен, в чаду дымовых шашек, под градом яиц пропрезидентской коалиции все же удалось добиться своего.
О массированной подготовке к срыву ратификации на Украине знали даже младшеклассники. Особенно усердствовали жители Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей, проводившие у стен Рады свои митинги. Зато Севастопольский горсовет на днях проголосовал как раз за скорейшую ратификацию договоренностей между Медведевым и Януковичем. Помимо обще роли в обеспечении безопасности двух государств Черноморский флот был охарактеризован “образцовым работодателем”: на предприятиях, имеющих к нему отношение, нынче трудятся 20 тысяч жителей Севастополя...
Во вторник противоборствующие стороны стянулись к стенам Рады — там столпилось около 7 тысяч митингующих. Народные избранники в это время вели бои внутри здания. Наученные горьким опытом, десятки депутатов-мужчин во вторник не надевали галстуки. Поскольку эта деталь одежды в умелых руках вмиг превращается в удавку…
И действо началось. Летели дымовые шашки. Спикер и члены президиума укрывались от летящих яиц под предусмотрительно запасенными зонтиками. На подходе к трибуне шел рукопашный бой. Уже после голосования лидер объединенной оппозиции Юлия Тимошенко объявила: в зале Рады-де непонятно каким образом оказались боевики бандгруппировки, весьма профессионально избивавшие депутатов от оппозиции: «Эта бандгруппировка разбивала, ломала руки, ломала носы и лица депутатам, чтобы расчистить себе доступ к карточкам и таким образом фальсифицировать голосование». Логика ее, впрочем, хромала: противники Януковича, дабы помешать голосованию, залили гнезда для карточек клеем. Но оппозиционерам не помогли ни свистки, ни сирены с трещалками, ни улюлюканье. “Нашеукраинцам” и “бютовцам” пригодились разве что… носовые платки. Поскольку кто-то из “лучших сынов и дочерей украинского народа” распылил в зале слезоточивый газ. Оппозиция обвинила в этом коллег из Партии регионов, коммунисты, естественно, указали перстом на “злобных буржуазных националистов”...
К началу голосования в зале было официально зарегистрировано 238 депутатов. Из них 236 проголосовали “за”. Помимо “регионалов”, коммунистов и Блока Литвина это 9 членов фракции БЮТ, 7 членов “Нашей Украины” — “Народной самообороны”, 13 внефракционных. Всего в Раде 450 депутатов. Понятно, почему заведомо проигрывающие оппозиционеры предпочли участию в цивилизованном голосовании драки, дым и метание яиц…
Но дело сделано. И теперь стороны подсчитывают убытки и прибыль.
Как говорит Тимошенко, проиграли обе стороны. Россия — потому что соглашение, дескать, все равно будет денонсировано (с этой целью лидер объединенной оппозиции начинает объезд украинских регионов — “поднять народ на борьбу с его предателями”), Украина — оттого что предложенные россиянами ежегодные $100 млн. арендной платы за пребывание ЧФ (вместо прежних 97 миллионов) якобы все равно не покрывают потерь от невозможности привлечь в Севастополь и окрестности мощных иностранных инвесторов. При этом Юлия Владимировна предпочитает не углубляться в тему “газовых поблажек”.
У сторонников соглашения — другие доводы. Янукович подчеркивал: 100 млн. долларов Россия обещала платить “живыми деньгами”, а не в виде взаимозачета, как происходит почти 13 лет с упомянутыми $97 млн. Правда, живые деньги появятся только в 2019 году. Российские же военные полагают, что, оставаясь в Севастополе, Черноморский флот только выиграет. Главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий сообщил, что будет ускорено переоснащение ЧФ. Но “никаких действий без учета интересов Украины мы проводить не будем”.
Экс-командующий Черноморского флота России адмирал Игорь КАСАТОНОВ: “Для начала нужно выполнить четко первое соглашение — это главное. Там ничего страшного и неразрешимого нет, все нормально. Будем садиться за стол переговоров... В ближайшее время Черноморский флот — серьезная модернизация и увеличение состава боевых кораблей, чтобы полностью выполнить соглашения и утрясти все моменты”.
Тихая Дума не поспела за буйной Радой и ратифицировала соглашение почти на полчаса позднее. “За” отказалась голосовать только ЛДПР, чей лидер сравнил украинцев с детьми, которым “сколько ни помогай — все равно благодарности не дождешься”. Но 410 депутатов согласились не с г-ном Жириновским, а с лидером справороссов Левичевым, произнесшим: “Детям мы помогаем не потому, что от них зависим, а потому, что любим”.
“Дети” этих слов, слава богу, не слышали: они дрались и кидались тухлыми яйцами в своего спикера…
Официально позицию президента Медведева в Госдуме должны были защищать 1-й замглавы МИДа Денисов и министр энергетики Шматко. Но отдуваться за все пришлось дипломату. Он еще раз рассказал о сути сделки: Черноморский флот останется в Севастополе до 2042 года, а Украина получит российский газ “со своего рода скидкой”. Скидка такова, что за 10 лет общая экономия для нашего соседа составит около $40 млрд. Соглашение г-н Денисов назвал “взаимовыгодным”: ЧФ будет и впредь “поддерживать стабильность в регионе”, Россия сможет более активно помогать соотечественникам в Крыму, Украина получит “стимул для развития промышленности”, а Европа — некоторые гарантии того, что “газовые войны” не повторятся.
Обстановка в зале была чинная и даже благостная. А из Рады приходили потрясающие воображение новости. И тут в комнате для прессы сильно запахло горящей резиной. “Привет из Киева!” — нервно засмеялся кто-то. Журналисты на всякий случай готовились собирать вещи, но подоспевшие пожарные заверили, что оснований для беспокойства нет.
А депутаты перешли к вопросам… Их интересовало, не денонсирует ли через пару лет Украина соглашение, оставив Россию в дураках. Г-н Денисов признал, что теоретически такое может случиться, но маловероятно, потому что “страна, которая на это пойдет, поставит себя в положение изгоя”.
“Премьер Путин назвал цену контракта запредельной, причем платить будет не “Газпром”, а наш бюджет, и как это скажется на положении российских налогоплательщиков?” — ударил по больному Сергей Иванов (ЛДПР). “Наверное, эти деньги нам не помешали бы, но за все надо платить, и за получение геополитических результатов тоже”, — заявил замминистра. “А спорные моменты, связанные с пребыванием флота в Севастополе, урегулированы?” — спросил Геннадий Кулик (“ЕР”). Маяки, вопросы въезда-выезда российских военнослужащих, обновление флота… Еще нет, не урегулированы, ответил представитель президента. Сначала, по его словам, хотели оговорить необходимость решения всех этих “очень болезненных” проблем в тексте соглашения, но потом решили “не перегружать” документ, тем более что украинская сторона выразила готовность конструктивно сотрудничать…
Геннадий Зюганов с трибуны выразил уверенность, что “нормальные хозяйственные связи с Украиной в несколько раз перекроют все траты на газ”. Если нормальные связи, конечно, будут…
Владимир Жириновский едва успел начать говорить, когда спикер Грызлов в президиуме взял трубку телефона — ему сообщили, что Верховная рада, не приходя в сознание, все уже ратифицировала. А лидер ЛДПР тем временем пророчил: “Через несколько лет придет второй Ющенко, а то и украинский Саакашвили, и они все переиграют, никто не оценит наш большой подарок!”
Зал узнал о том, что соглашение Радой одобрено, от зампреда Комитета по международным делам Андрея Климова — он излагал позицию “Единой России”. Известие было встречено несколькими вялыми хлопками…
Впрочем, Николай Левичев (“СР”) высоко оценил героизм “украинских коллег, которые смогли в гораздо более сложных условиях провести ратификацию”. Он выразил надежду, что соглашение “откроет новую страницу в отношениях двух стран”, но посетовал: “Хотелось бы услышать что-то более конкретное о планах модернизации ЧФ, а то средний возраст корабля там — 28 лет, и до сих пор в строю спасательное судно “Коммуна”, спущенное на воду в 1913 году…”
С чувством облегчения (ведь были утром опасения, что украинцев придется ждать долго!) нижняя палата российского парламента одобрила подписанное президентом Медведевым соглашение.
“Я бы за эти деньги съел Януковича и вашего премьера вместе взятых, но не могу. Таких денег не стоит ни одна военная база в мире — за 10 лет это 40—45 миллиардов долларов… Но для нас это вопрос не только денег, но и сотрудничества с Украиной, а сотрудничество в военной сфере, безусловно, поднимает степень доверия”.
КОММЕНТАРИЙ “МК”: Российский премьер, залетевший в Киев на несколько часов перед ратификацией Соглашения по базированию ЧФ, порадовал журналистов яркой эмоциональной речью, смысл которой, однако, был довольно прозрачен. Мол, дружба с Украиной нам “дороже денег”, а ваш президент Янукович, которого оппозиция обвиняет в сдаче национальных интересов, на самом деле дрался как лев и смог пробить неслыханные преференции в миллиарды долларов. Понятно, что эта притворно-сокрушительная речь Путина должна была убедить сомневающихся украинцев в бесспорной выгоде соглашений...
А вчера Владимир Путин поблагодарил Госдуму и Верховную раду Украины за ратификацию: “То, что произошло сегодня в Киеве, является для нас сигналом. Вернее, их два, — заявил премьер. — Первый — новая украинская власть действительно намерена по-новому выстраивать отношения с Россией. Второй сигнал — новая украинская власть способна консолидировать вокруг себя общество и основные политические силы”. По словам ВВП, “несмотря на хулиганские выходки оппозиции”, происшедшее означает, “что начался путь к стабилизации ситуации на Украине”. Также глава кабмина рассказал, что вчера украинский премьер Азаров просил его об отмене ограничений во взаимной торговле. В связи с этим ВВП пообещал, что “сегодня же будут сняты ограничения” на торговлю украинскими трубами на российском рынке. Речь идет о 260 тысячах тонн труб. В первую очередь, подчеркнул Путин, это решение актуально для “Газпрома”.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
ХИТ-ПАРАД ПУТИНСКИХ ЦИТАТ
“Мы будем преследовать террористов везде, в аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов”. (24 сентября 1999 г., на пресс-конференции в Астане.)
“Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом и пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому “вопросу”, и я рекомендую сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло”. (Иностранному журналисту — 12 ноября 2002 г., на пресс-конференции в Брюсселе по итогам саммита Россия—ЕС.)
“Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил”. (14 февраля 2008 г., на пресс-конференции в Кремле.)
“Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши”. (23 мая 2005 г., о территориальных претензиях Латвии.)
“Галстуки нынче в цене, не ровен час... Ну, вы меня поняли. Слопает гость Ющенко еще галстук его”. (20 ноября 2009 г., о встрече Саакашвили и Ющенко.)