Украинский взгляд на харьковский договор

отличается от российского

отличается от российского
Можно ли сравнить зеленое и кислое? Быстрое и скользкое? Сложно, поскольку эти определения указывают на разные качества предмета. Примерно так же сложно ответить на вопрос: кто больше выиграл, а кто проиграл — Россия или Украина — от харьковских соглашений Виктора Януковича и Дмитрия Медведева, в соответствии с которыми экономическое разменяли на геополитическое.  

Первое, что бросается в глаза: эти соглашения заключены не между двумя равноправными партнерами, а между метрополией и колонией — поскольку речь идет о капитализации суверенитета Украины. Именно по этой причине многие украинцы восприняли их как уязвление национального достоинства. Причем речь не только о тех, кого в российской прессе называют “бандеровцами”, но и о людях с “малороссийской” идентичностью — тех, для кого украинское государство — ошибка истории. И дело вовсе не в том, как народ Украины относится к России и к пребыванию Черноморского флота РФ в Севастополе, — большинство соцопросов показывают, что скорее позитивно и нейтрально, чем негативно. Дело в том, что между равноправными партнерами подобные вопросы решаются иным образом — как минимум после публичного обсуждения темы. А тут, судя по всему, даже Янукович узнал об условиях соглашений незадолго до подписания. И судя по его реплике — мол, невиноватый я, это все она, Тимошенко, с ее кабальным газовым контрактом, — Янукович оправдывается и сам считает украинскую сторону проигравшей.  

Что лучше — быть гордым и голодным или сытым и униженным? Ограбленным, но с ощущением собственной геополитической крутизны или не ограбленным, но с растоптанной мечтой и вырубленным вишневым садом? В зависимости от подобного самоопределения можно анализировать, какие угрозы эти соглашения таят как для России, так и для Украины.  

Прежде всего надо понять, зачем именно нужен России Черноморский флот. Недавняя идея о списании в утиль нескольких кораблей свидетельствует либо о том, что флотом руководят сборщики металлолома, либо о том, что его настоящая задача — вовсе не баланс сил в Черном море с Турцией и НАТО, а оказание давления на Украину, возможность держать ее под контролем — если вдруг что. Фактически — обеспечение ее мягкого колониального статуса и контроль над Крымом.  

В Конституции Украины существует противоречие. Статья 17 определяет, что “на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз”, тогда как последний пункт переходных положений гласит: “Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной радой Украины”.  

Любой конституционный суд любой страны в любом составе, на который не оказывается политического либо коррупционного давления, скажет, что при подобном разночтении приоритет имеет норма, содержащаяся в общих положениях конституции. А это может означать, что году так в 2016-м, когда Януковича во главе страны не будет в помине, новое руководство заявит: “Дорогая Россия! Харьковские соглашения противоречат нашей конституции, поэтому мы их денонсируем в одностороннем порядке и предлагаем к 28 мая 2017 года убраться со своим флотом куда подальше”. Об этом уже прямо сказала Тимошенко. А действующий основной договор о пребывании ЧФ РФ от 1997 года допускает отказ украинской стороны в 2016 году от пролонгации срока — несмотря на харьковские соглашения.  

Учитывая нынешнюю “дружественную эйфорию”, можно предположить, что проблема с созданием новых мест базирования для флота (в Новороссийске и Очамчирской бухте) будет забыта, а вроде бы выгодные ныне соглашения могут стать западней. Это сегодня президент Украины готов сдавать и обогащенный уран — США, и вопрос о флоте — России, и много чего еще. Но что будет через несколько лет? Харьковские соглашения — это геополитическая “но-шпа”: болезнь не лечит, но боль временно снимает.  

Насколько выгодно снижение цены на газ для Украины, чье экономическое состояние отчасти напоминает Грецию? На первый взгляд да, конечно, выгодно — олигархам-металлургам, вложившимся в предвыборную кампанию Януковича и теперь претендующим на свои “коробки из-под ксерокса”. Но на второй взгляд именно высокая цена на российский газ заставляла украинцев шевелиться: увеличивать добычу собственного газа, думать о горизонтальном бурении и разработке сланцевого газа (о, этот страшный сон “Газпрома”!), а также заниматься внедрением энергосберегающих технологий. Контракт, заставляющий Украину покупать у России заранее оговоренный большой объем газа, пусть и по чуть меньшей цене, — кабала для украинской экономики.  

В украинском информационном пространстве уже появилась шутка, что если Верховная рада Украины во вторник проголосует за харьковские соглашения, ее следует переименовать в Государственную думу Соединенных провинций Малороссии и Новороссии. Ни к новой “оранжевой революции”, ни к импичменту президента Януковича это пока не приведет, однако послужит консолидации украинской оппозиции. Кстати, если 150 депутатов Верховной рады добровольно сложат свои полномочия, это будет означать новые парламентские выборы.  

И это будет уже совсем другая история.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру