“Гуманизация”, предложенная министром обороны, должна выглядеть примерно так: “Мы хотим создать такой режим работы, при котором пять дней в неделю солдат бы занимался физической подготовкой, боевой учебой, осваивал оружие и технику. А суббота и воскресенье будут для него выходными днями, чтобы он имел право в гражданской одежде пойти в увольнение”. При этом, отметил министр, “если военнослужащий нарушит правила военной службы или будет плохо выполнять свои обязанности, на какое-то время он может быть лишен увольнений”. В удаленных воинских частях солдаты срочной службы смогут использовать накопившиеся выходные в виде дополнительного отпуска.
Глава военного ведомства планирует также изменить распорядок дня военнослужащих. Если раньше подъем был в 6.00, а отбой — в 22.00, то сейчас подъем может быть в 7 утра, а отбой — в 23 часа. Кроме того, с учетом дополнительной физической нагрузки для военнослужащих планируется ввести дополнительный час отдыха. “МК” уже писал о том, что такой эксперимент проводится в одной из подмосковных частей.
Министр также опроверг слухи о возможном увеличении срока службы. Он останется 12 месяцев, в связи с чем Минобороны пересмотрело программу обучения солдат и решило разгрузить их от несвойственных им функций (приготовление пищи, уборка территорий и помещений), передав эти функции гражданским организациям.
Сердюков сообщил и о том, что российские солдаты-контрактники должны получать зарплату на уровне офицерской. “Нужно замотивировать контрактника, чтобы он не увольнялся после первого контракта, а военная служба стала для него профессией. Я считаю, что контрактник — это такой же военнослужащий, как и офицер”, поэтому их социальное обеспечение необходимо привести в соответствие с офицерскими нормами. Однако “тот бюджет, которым мы располагаем сейчас, не позволяет нам набирать в армию тех, кого мы хотим. А на те условия, которые мы сейчас предлагаем, никто приходить не хочет”.
Исходя из того, что 150 тыс. контрактников Российская армия позволить себе не может, их скорее всего будет набираться 90—100 тыс., но “получающих денежное довольствие на уровне офицеров”. Тогда, считает министр, “при имеющихся деньгах мы сможем набрать таких контрактников, которые нам нужны”.
Видимо, некоторой осторожности военных чиновников научил опыт по созданию “нового облика” армии. К нему они приступили как раз еще до того, как он вырисовался в головах реформаторов, по принципу: сначала ввяжемся, а там будет видно.
В результате многим командирам до сих пор так и “не видно”, к какой армии они идут. О переменах, которые грядут в войсках, они по-прежнему чаще узнают от журналистов, нежели от своего непосредственного начальства. Как правило, это происходит, когда представители СМИ обращаются к ним за комментариями, на что в ответ чаще всего слышится удивленное мычание.
Новые объявленные планы министра наверняка также вызовут удивление у командиров войскового звена. Однако хорошо уже то, что это хотя бы станет предметом обсуждения среди офицеров, которым реально предстоит отпускать на выходные своих солдат в “гражданке” (парадной формы от Юдашкина, говорят, на всех не хватает), а потом, возможно, навеселе то ли от спиртного, то ли от “травки” встречать их на КПП части.
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид ИВАШОВ:
— Солдат вообще-то во всех армиях мира — это человек, который 24 часа находится при оружии. Только тогда он становится солдатом.
У нас, как сейчас заявлено, все войска будут войсками постоянной готовности. И как в такой части солдаты могут требовать исполнения их права на двухдневный отдых? То есть постоянная готовность — или нет, я переодеваюсь и ухожу? Что, не будет боевого дежурства?.. У нас ведь треть личного состава воинской части, по сути дела, постоянно несет службу: боевое дежурство, наряды, караулы, обслуживание самих себя — дежурства по кухне и т.д.
Министр говорит, что теперь обслуживать военнослужащих будут некие гражданские коммерческие фирмы. В организации их деятельности у него действительно есть опыт. Но как гражданские могут полностью обслуживать солдат? Этого нет даже у тех же американцев. А если тревога, и воинская часть должна сняться и пойти в какой-то обозначенный ей район? Что, гражданские побегут за ней со своими узлами? Но если нет, то кто там будет кормить бойцов? В армии все выстроено системно. Есть система тылового обеспечения, несения боевого дежурства, боевой подготовки… Сейчас систему ломают. Подобного нет ни в одной армии мира.
Теперь в отношении того, что контрактники будут получать как офицеры. Офицер получает за то, что он имеет высшее военное образование, за то, что должен расти и делать карьеру, наконец, офицер — это гражданин РФ с повышенной юридической ответственностью. В армии за все отвечает офицер: за солдата, его жизнь, боеготовность подразделения… Когда ему будут платить столько же, сколько и контрактнику, встанет вопрос: а зачем мне быть офицером?
Директор Института политического и военного анализа Александр ШАРАВИН:
— Любые шаги по нормализации жизни людей в погонах, и в первую очередь солдат срочной службы, можно только приветствовать. Вопрос в том, как это будет реализовываться. Мне кажется, что если уж что-то и надо срочно решать в отношении солдат-срочников, то это оплата их труда. Нужно сделать, чтобы они получали не менее 500 рублей, как сейчас, а хотя бы минимальную заработную плату, которая у нас установлена законом. Причем в разных регионах эта минимальная зарплата различная. В той же Москве она гораздо выше, чем по стране. У них тяжелый ратный труд, почему за него им платят копейки? С какими деньгами солдат пойдет в увольнение? Он же нищий — ни в кино сходить, ни мороженое съесть. Что он, воровать должен идти?
По поводу неиспользованных дней отдыха, присоединяемых к отпуску, — тоже не ясно. Какой отпуск, если солдат служит один год? Видимо, надо так понимать, что за неотгулянные выходные его уволят раньше?..
Думаю, проблемы с солдатскими увольнениями в первую очередь будут у офицеров. Вспоминаю историю, как однажды Борис Немцов ругал командира дивизии: что это такое, у тебя контрактники в части слишком зажаты и даже не имеют возможности сходить в город пива попить. На что мне командир потом сказал: что б этот человек в армии хоть чего-то понимал! Да не могут они пива цивилизованно попить — они вон по бутылке водки засадят, и я их потом несколько дней собрать не могу…
Владимир ВИНОКУР:
— М-да... Ну, в общем, в той армии, которая у нас сегодня, видимо, это естественно... Устают, наверное, сильно — пусть отдохнут. Во всем мире, вообще-то, существует система выходных, отпусков в армии, но там ведь и дисциплина железная! Солдаты других стран могут позволить себе ходить по выходным в рестораны, у них хорошее денежное довольствие. А когда я вижу на Арбате наших солдатиков, которые стреляют на сигареты и на бутерброды, у меня сердце кровью обливается.
Иосиф КОБЗОН, народный артист СССР:
— Думаю, что такое решение не повредит нашим солдатам. Естественно, оно должно быть принято в зависимости от того, где находятся войска, стратегического ли они назначения.
— А не слишком ли они расслабятся за эти выходные?
— А вот за этим должны уже будут следить командующие взводов. Чтобы все возвращались в нормальном состоянии. Я служил три года в Советской армии, и увольнения нам давали раз в месяц. Думаю, сейчас надо отпускать на выходные только отличников, тех, кто хорошо служит. Для солдат это будет хорошим стимулом!
ГЕРМАНИЯ: Если призывник здоров ему предстоят 3 месяца “учебки”, а затем всего 6 месяцев военной службы. Заработная плата солдата в период обязательных 9 месяцев сравнительно невелика — несколько сотен евро (не облагаются налогом), однако жизнь рекрутам значительно облегчают множественные надбавки и льготы: рождественские, отпускные и другие. Также проходящему службу вдали от дома оплачивается одна поездка на родину и вообще все передвижения по железной дороге.
Многие рекруты, говоря о службе в бундесвере, нередко жалуются на скуку, которую топят в алкоголе. Потому в понедельник, а также нередко и в будни армейцы выходят на построение с сильного похмелья. На одном из форумов прошедший службу солдат делится своими воспоминаниями: “Вторая неделя “учебки”... Первый марш-бросок на 10 км. Следующие дни: спорт, марш в ногу, выполнение команд; служба заканчивается в 16.45... Все пьют пиво... Пятница — с утра до 12.00 бег с препятствиями, в 12.15 построение и домой!”
АНЕКДОТ ДНЯ
Солдат Российской армии пишет письмо другу на гражданку: “Нас тут учат убирать снег и чистить картошку. Так что если враг нападет, мы ему дорогу расчистим и жрать приготовим”.