Накануне президентских выборов на Украине 2010 года Кремль твердо намерен не повторять своих ошибок пятилетней давности. “Кто является пророссийским кандидатом на украинских президентских выборах?” — когда Медведеву задали этот вопрос, многие затаили дыхание. В 2004 году именно открытая и активная симпатия Москвы к Виктору Януковичу оказалась главным подарком для его оппонентов. Но вчера российский президент дал на старый вопрос единственно возможный правильный ответ. Сначала была заставшая всех врасплох шутка: “Виктор Андреевич Ющенко”. А затем Медведев заявил: “У России нет и не может быть своих кандидатов. Украина — суверенное государство. Мы примем любой выбор украинского народа”.
Перечислять другие затронутые в интервью президента темы можно бесконечно. Но главным во вчерашнем действе было не то, что говорил Медведев, а как он об этом говорил. Недоброжелатели нынешнего хозяина Кремля для описания манеры его публичных выступлений иногда используют прилагательное “деревянный”. Как показало вчерашнее интервью, ничего не может быть дальше от истины. Президент был абсолютно раскован и явно чувствовал себя в своей тарелке.
По количеству остающихся в памяти юморных моментов вчерашнее действо может конкурировать с любым выступлением Путина. Чего стоит, например, такой обмен репликами. Глава Первого канала Константин Эрнст: “Наше время в эфире судорожно сокращается”. Медведев: “Так вы меня уже гоните?” Под стать президенту вели себя и его собеседники. “Олег болеет душой за пацанов на зоне”, — подтрунивание гендиректора НТВ Владимира Кулистикова над своим коллегой со второго канала Олегом Добродеевым имеет все шансы войти в историю нашей журналистики. До вчерашнего дня подобная лексика в официальном теледиалоге с главой российского государства как-то не употреблялась.
Впрочем, старые привычки умирают тяжело. Обсуждая футбол, Медведев допустил мелкую и по-человечески вполне понятную оплошность: “Вспомните блестящую игру нашей сборной с Великобританией, которая в Москве была, просто спасли матч”. Любой уважающий себя болельщик знает: сборной Великобритании нет. Есть сборные Англии, Шотландии и Уэльса. Но ни один из трех телебоссов не рискнул указать на это президенту.
Еще одна особенность медведевского интервью: с 90% сказанного президентом наверняка согласится даже самый закоренелый противник власти. Тезис хозяина Кремля о том, что Каспаров и Касьянов сами выбрали для себя роль внесистемной оппозиции, конечно, вызывает вопросы. Если смотреть на ситуацию объективно, то вертикаль власти вытолкнула этих двух политиков к самому краю легального политического поля. Но как, например, не восхититься таким президентским высказыванием: “Если под басманным правосудием подразумевается принятие неправосудных решений, то это зло!”
А теперь перейдем к “но”. Кульминационным моментом интервью, безусловно, стали воспоминания Владимира Кулистикова о том, как государственные вельможи болтали друг с другом и всячески развлекались во время прослушивания послания президента Федеральному собранию. Медведев и на это сумел дать достойный ответ. Прибегнув к палочке-выручалочке — юмору, он потребовал от главы НТВ срочно представить список “возмутителей спокойствия”.
Но Кулистиков поднял очень серьезную тему. Он сумел уместить в краткий вопрос главную проблему Дмитрия Медведева как потенциального лидера нации. Президент говорит много и правильно. Но он говорит очень мало нового, того, чего бы мы не знали без него. Новая модернизация России должна быть эффективной, но бескровной. Армия нашей страны должна и будет сильной. Нельзя сажать людей в тюрьму за то, что они украли шапку стоимостью в 500 рублей. Главная беда Кавказа в том, что в регионе не развивается экономика и не создаются новые рабочие места. Примеров подобных сентенций главы государства в ходе интервью было очень и очень много.
Конкретика во время общения Медведева с телевизионными боссами, конечно, тоже была. Какой водитель не впечатлится от новости, что теперь за рулем ему нельзя будет выпить даже двух граммов вина! Но все обнародованные президентом конкретные нововведения все равно носили пусть важный, но точечный и изолированный характер.
Чтобы стать не младшим, а полноправным партнером Владимира Путина по правящему тандему, Медведеву нужно совершить прорыв в новое политическое измерение. Как показало в том числе и вчерашнее телеинтервью, глава государства, безусловно, растет как политик.
Возможно, конечно, что главная функция Дмитрия Медведева на посту президента как раз и состоит в том, чтобы не “совершать прорывом” и не затмевать своего предшественника и возможного сменщика в Кремле. Если это так, то вчерашнее интервью останется в памяти как милое и вполне достойное выступление официального лидера государства. Пусть мы еще не научились жить, как в Европе, но по содержанию речей мы ее почти догнали!
“МК” вместе с экспертами проанализировал некоторые моменты президентского интервью — от грядущих технических новшеств на выборах до особенностей книг Ремарка, которые ДАМ собирается прочитать…
Ну, а к высказываниям Дмитрия Анатольевича о личной жизни добавить нечего.
О РАСПОРЯДКЕ ДНЯ: “Ложусь обычно довольно поздно — это два часа ночи и даже позже, потому что накапливается много всякой всячины, и я зачастую даже бумаги заканчиваю подписывать очень поздно, приходится это делать буквально перед сном”.
О ЖЕНЕ И СЫНЕ: “Неплохо, нормально переносят (бремя быть родными президента. — “МК”). Они ведут себя прилично, по-моему. Ко мне не пристают. Но в то же время, конечно, это как-то сказывается и на их жизни. Это не самая сладкая жизнь, потому что есть некоторые ограничения, которые до этого в их жизни отсутствовали. Вообще, жизнь первого лица, высших руководителей государства — это всегда набор ограничений. И самое печальное, что почувствовать их можно только в тот момент, когда ты впервые приступил к этой работе”.
О МУЗЫКЕ: “Было бы странно, если бы мой сын слушал ту же музыку, что слушал я, потому что это музыка 40-летней давности, во всяком случае если говорить о классическом роке. Хотя иногда он позволяет себе это. Вы знаете, он, как и многие молодые люди, ему сейчас 14 лет, — поклонник так называемого альтернативного рока, или “альтернативы”. Я мало чего в этом понимаю, но некоторые группы я знаю и даже иногда слушаю, в том числе такая есть группа Linkin Park. Из наших групп он кое-что тоже слушает, например “Сплин” слушает, “Машину времени” слушает иногда, на удивление”.
“Я всегда стараюсь читать несколько книг, потому что так интереснее… На моем столе лежит, но пока я не открывал новый опус Виктора Пелевина и несколько свежепереведенных за последние 10 лет романов Эриха Марии Ремарка… Он такой романтический, очень такой, может быть, даже сентиментальный, но в то же время, может быть, всегда современный писатель. Настроение иногда поднимает”.
Комментарий “МК”. Скорее всего президент имеет в виду не издававшееся ранее в России литературное наследие великого писателя. Несколько книг вышли у нас с 2000 по 2003 гг.: неоконченный роман “Земля обетованная”; наброски и заметки разных лет, собранные под заглавием “Эпизоды за письменным столом”; ранний, наивный, сентиментальный роман “Приют грез”, неудачный дебют Ремарка; “Станция на горизонте”, тоже раннее произведение, история автогонщика, из которого потом вырастет знаменитый роман “Жизнь взаймы”, и др. Все эти неплохие, но не слишком яркие книги — скорее находка для ярых поклонников Ремарка или для ученых-литературоведов, нежели самоценные произведения…
Еще президент рассказал, что читает “Исторические портреты” Ключевского в электронной версии — судя по всему, при помощи букридера.
“Общая юридическая обстановка после выборов показывает, что выборы, скажем так, прошли нестерильно… (По словам президента, по итогам всероссийского дня голосования 11 октября в суды было подано 450—460 исков по РФ, из них по Москве — “около 20 с небольшим”. — “МК”.)... В ближайшем будущем все участки будут оснащены автоматизированными системами для голосования, и результат выборов будет определяться сразу же после того, как упал последний бюллетень в урну. Нормальная демократия. Надо будет на это потратиться. Другие страны тратятся — и мы потратимся”.
Комментарий секретаря ЦИК Николая КОНКИНА: “Сейчас 1000 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов) есть в распоряжении Центризбиркома, 2000 — у избиркома Москвы. На каждый участок нужны 2 устройства. Силами ЦИК мы можем оснастить не более 500 участков. А на федеральных выборах количество участков возрастает до 7—9 тысяч. Сейчас мы готовим программу технического переоснащения.
Я предполагаю, что к федеральным выборам в 2011 году не менее половины участков будут оснащены КОИБами. Эта технология проработана, они предусмотрены в федеральном законодательстве. По деньгам сказать пока не могу. Даже по сравнению с теми, которые уже есть, предлагаются усовершенствования, так что сказать точную цифру не готов”.
“В МВД необходимы достаточно жесткие и серьезные изменения, но костяк ведомства должен быть сохранен”.
Комментарий “МК”. Президент обещал уже в четверг подписать указ о совершенствовании деятельности министерства, где будут предусмотрены “и организационные изменения, и изменения некоторых финансовых вопросов, и некоторые правовые вопросы, а также кадровые”.
О необходимости реформы МВД говорят уже давно, но после ряда громких происшествий с участием милиционеров всем стало ясно, что дальше ждать нельзя. В тоже время указ может натолкнуться на очевидное и труднопреодолимое препятствие. Буквально за день до выступления Медведева вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил: власти России долго не принимают решения о реформе МВД, предусматривающей перевод всех органов внутренних дел на финансирование из федерального бюджета, потому что эта реформа обойдется казне очень дорого — в 200 млрд. руб. Сейчас в бюджете таких средств нет.
О необходимости такого перехода заявлял и замминистра внутренних дел генерал-лейтенант Александр Смирный. Он отмечал, что милиция общественной безопасности не обладает организационным единством и имеет тройное подчинение: МВД, региональным властям и органам местного самоуправления. В результате милиционеры находятся в финансовой зависимости от региональных местных бюджетов и корпоративных элит, что негативно влияет на результаты борьбы с коррупцией. За счет региональных и муниципальных бюджетов содержится 512 тыс. сотрудников милиции.
Но в некоторых регионах, включая Москву, милиционерам доплачивают региональные власти. Поэтому московский милиционер получает намного больше, чем сотрудник милиции в большинстве других регионов. И в случае полной передачи функций по финансированию МВД федеральному бюджету зарплаты многих милиционеров могут сократиться. Если, конечно, не будут предусмотрены определенные региональные коэффициенты.
Сейчас оклад составляет в среднем 18% от ежемесячной суммы, получаемой сотрудником на руки. Остальное составляют различные доплаты. Со временем оклад планируется сделать основной частью денежного содержания. А увеличить оплату можно за счет сокращения штата, о чем сказал вчера и президент, а еще раньше — глава МВД Рашид Нургалиев. Тогда и денег может понадобиться меньше.
“Законодательство прошерстим, нужно будет внести в него дополнения и эту тему закрыть”, — сказал Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос о деятельности суррогатных казино, расплодившихся после запрета в России игорных заведений. Президент признал, что настоящих казино и игорных клубов “в стране уже нет”, но “кое-кто пытается мимикрировать, используя лазейки в законодательстве… Вот эти клубы надо просто прихлопнуть”.
Евгений ФЕДОРОВ, председатель Комитета Госдумы по экономполитике: “Все дело в программном обеспечении лотерейных автоматов. Именно оно делает их подобными игровым. Вопрос решается очень просто: с помощью техрегламента. А можно написать отдельную главу в закон о лотереях. На самом деле некоторые милиционеры решают этот вопрос, так сказать, самостоятельно на уровне субъектов Федерации. Попросту признают эти автоматы игровыми и запрещают их деятельность. А другие считают, что они не имеют на это права, и жалуются. В тот же парламент. Я бы вообще предложил МВД провести по этому поводу семинар, на которым бы стражи порядка пришли к общему мнению: хватает у них на это полномочий или нет. Если нужна законодательная поддержка, парламентарии рассмотрят предложения”.
“С пьянством необходимо бороться… Ситуация на дорогах в России и так тяжелая, а уж тот, кто выпьет, тот вообще теряет голову”.
Комментарий “МК”. Президент предложил запретить употребление алкоголя за рулем. Напомним, что с 1 июля 2008-го на дороги страны мог свободно выехать водитель с концентрацией алкоголя в крови до 0,3 мг на литр крови (или 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха). После этого увеличения количества “пьяных” аварий не произошло. Скажем, за десять месяцев этого года их случилось 10 568 — почти на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года. А в отдельных регионах, например в Московской области, их стало меньше почти на четверть! Ведь одновременно с “разрешением” была введена беспрецедентно жесткая мера ответственности за употребление водителем алкоголя или отказ от медицинского освидетельствования — безальтернативное лишение прав. И это сработало. Бодаться с не самой честной дорожной полицией в мире за сотые миллиграммы — себе дороже. Тем более что договориться сегодня по этой проблеме с инспектором крайне дорого — прайс в той же Москве начинается с отметки в 60 000 рублей.
Другое дело, что новые нормы еще более коррумпировали и без того погрязшую во взяточничестве ГИБДД. “Развод на пьянку” стал одним из самых прибыльных видов доходов иных нечистоплотных сотрудников. И это еще одна причина для того, чтобы полностью поддержать президентскую новацию. Поголовная и обязательная водительская трезвость при сохранении существующих норм административного воздействия понизит алкогольную активность рулевых и алчность других. Другое дело, что законодателям стоило бы с введением абсолютного запрета на алкоголь на дороге озаботиться и мздоимцами в форме. Скажем, изъять из законодательных актов норму, позволяющую тестировать водителей милиционерам без присутствия врача. А сам тест проводить исключительно в стационарах, а не в сомнительных передвижных пунктах.