Еще в мае прошлого года власти страны приняли решение: взаимоотношения граждан и чиновников нужно перевести из бумажного вида в электронный. В октябре этого план действий был утвержден. В декабре появился Единый портал госуслуг.
“Не скрою, мне эта тема нравится. Надеюсь, что и вам тоже”, — поприветствовал прибывших Дмитрий Медведев. Президент напомнил собравшимся, что к 2015 году общими усилиями госуслуги нужно перевести в электронный вид. “Все госуслуги”, — подчеркнул он. Только по официальным данным, таковых в стране насчитывается порядка 1,5 тыс. “Отдельная и очень больная тема — сроки предоставления госуслуг”, — сказал президент. Ярким примером, по мнению главы государства, может служить то, что около 1 млн. граждан при регистрации своего автомобиля пользуется услугами посредников. Кстати, то же Минкомсвязи посчитало, что это 6 млрд. потраченных на “черном рынке” рублей (при средней стоимости такой услуги 6 тыс. рублей).
“В декабре открылся портал госуслуг, но пока он функционирует как справочник. Что неплохо, но мало. Пользоваться им достаточно удобно, информация там есть, но оказание услуг в электронном виде в настоящий момент там отсутствует”, — признал президент. Да и сам портал, по замечанию президента, появился с опозданием (должен был еще в январе сего года). Но надежды на него возлагаются немалые. Для тех россиян, чей дом далек от интернета, заметил в своем докладе глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, придумали специальные устройства — инфоматы. Которые по типу платежных терминалов будут располагаться в различных местах общественного пользования.
В общем, до 2015 года чиновникам явно будет чем заняться. По словам главы государства, “электронная работа” не вызывает сомнений лишь у трех министерств: Минэкономразвития, Минсельхоза и собственно Минкомсвязи. Глава государства пояснил, что нужно вводить (“сначала мягко”) запрет на бумажный документооборот (“конечно, где уже есть электронный”). Дмитрий Медведев напомнил, что в Москве пользователей интернетом 60% от общего числа жителей, что сопоставимо с мировыми показателями. А в регионах — лишь 30—35%. Начать надо с медицины и социальных учреждений. Неплохо бы разработать и запустить, отметил президент, национальную платежную систему — чтобы граждане, нуждающиеся в выплатах от государства, годами не собирали бумаги. Пока президент проводил Госсовет, корреспонденты “МК” опять посетили портал по госуслугам.
Если забыть, что открылся портал gosuslugi.ru с большой задержкой, то ругать его в принципе больше не за что. Оформление сайта лаконично-ненавязчивое, рубрикация толковая и удобная. Говоря по-инновационному, интуитивно понятный интерфейс. Посетитель может искать информацию как для физических, так и для юридических лиц — эта опция переключается в верхнем левом углу. Кроме того, отрадно, что создатели сайта предлагают целых три вида поиска нужной услуги: “по категориям”, “по жизненным ситуациям”, “по ведомствам”. Так, на сайте среди прочих есть разделы “Семья”, “Налоги и сборы”, “Образование и наука”, “ЖКХ”, “Труд и занятость”, “Выход на пенсию”, “Открываем свое дело”. Есть рубрика вопросов и ответов — на 54 страницах.
Впрочем, пока это просто список (правда, довольно подробный) государственных услуг и порядка их исполнения, сроков, стоимости пошлины и т.д. К достоинствам можно отнести и то, что рядом с чистым бланком на оказание той или иной услуги, который можно скачать, распечатать и заполнить, расположен образец уже заполненный и отсканированный. Таким образом решается вопрос с “не там поставленной закорючкой”, так любимый отечественными паспортистками. В общем, неплохой сайт. Даже гирей кинуть не за что. Ну а то, что услугу “Личный кабинет” обещают открыть в первом квартале 2010 года… Пусть разрабатывают — лишь бы открыли вовремя, а не как в прошлый раз.