В субботу Владимир Путин попробовал себя в роли укротителя леопардов в Сочинском национальном парке. Две огромные кошки — подарок от президента Туркмении — были выпущены из железных ящиков в вольеры. Причем одна из зверюг, которой Путин позже присвоил имя Генерал, вышла из клетки только после “беседы” с ВВП. “Нашли общий язык”, — пояснил “укротитель”. Зрителей (представителей Международного олимпийского комитета) ВВП лично привез на своей “Ниве”
Леопарды почти исчезли с территории Кавказа еще в 1920-х годах. Деньги на восстановление популяции экологи пытались наскрести лет тридцать. Собирали бы, наверное, еще столько же, если б не шумиха вокруг Олимпиады. Экспертам подавай сохранение экосреды в районе проведения Игр. Тут правительство и решило вытащить из рукава джокера — леопардов. Причем для господ из МОК их завоз в Сочи до последнего держали в секрете — для пущего эффекта.
[photo=951 align=right]
Строить центр по разведению и реабилитации леопардов набежали бизнесмены — самым большим другом диких кошек (после Путина, конечно) стал олигарх Потанин. На спонсорские и бюджетные деньги удалось управиться за полтора года: сочинский парк опутали сетью вольеров. Вопрос о том, откуда везти новых жильцов, даже не стоял: туркменский лидер вовремя подгадал с подарком. «Пока в ловушки попались только самцы. Как поймаем самок — сразу же из Туркмении доставим», — объяснили во Всемирном фонде дикой природы (координатор программы).
Два леопарда провели в железных контейнерах сутки — с учетом перелета и традиционного опоздания Путина (часа на два). Настроение от этого у них, конечно, не улучшилось. “Они сейчас нервные. Можем около ящиков несколько часов просидеть, прежде чем они согласятся выйти в вольеры”, — “обнадежили” журналистов экологи.
ВВП, похоже, решил продемонстрировать иностранцам не только хищников, но и достижения российского автопрома. Он без приключений довез их до вольеров по дороге, больше смахивающей на американские горки.Первым делом делегация заслушала лекцию о леопардах. Кошкам приготовили курортные условия — сделали родник, организовали больницу (вольеры карантина), комнаты отдыха (вольеры реабилитации), спальни для молодоженов (вольеры размножения) и т.п. «Сколько будет пар?» — поинтересовался премьер. «Три минимум!»
Прилетевших из Туркмении леопардов будет кормить человек, потомство же пройдет курс обучения охоте. Задача экологов — сделать котят настоящими хищниками. “Чтобы внушить котятам неприязнь к человеку, мы их будем пытать электрошоком!” — ошарашил профессор Кудактин, возглавивший кавказскую “леопардовую программу”. Это не шутка: в Кавказском заповеднике, в который отправят второе поколение леопардов, им придется добывать пропитание самостоятельно. Последним признаком цивилизации станут радиоошейники и чипы на шкурах. Выпустить хищников сотрудники центра собираются прямиком к Олимпиаде. Людских жертв быть не должно, говорит профессор, леопардам без надобности перебираться через несколько хребтов и бурные потоки. Пищи вдоволь у них будет и в Кавказском заповеднике.
[photo=949 align=right]
Однако страшилка о беспривязно гуляющих хищниках (к тому же переживших пытки электрошоком) не могла не вызвать кривотолков. “Тут ваши журналисты шутят, что леопарды помогут ставить олимпийские рекорды”, — передал Путину глава Фонда дикой природы Игорь Честин. ВВП и члены МОК посмеялись.
Но делать леопарда олимпийским символом представитель МОК Жан-Клод Килли предложил, конечно, не из-за этого. “Мы тронуты такого рода влиянием олимпийского движения на природу. Вы выполняете все обещания полностью и даже больше, учитывая сегодняшнюю процедуру с леопардами. Это животное станет новым символом олимпийского движения — борьбы за здоровье человека и за охрану живой природы”.
[photo=948 align=left]
Путин леопарда в качестве символа одобрил, но предложил все-таки дать голос народу — устроить всероссийский опрос.
Оставалось только выпустить заждавшиеся “символы” из ящиков. Путин дернул за веревочку — открылся заслон, и леопард с диким рыком вырвался в вольер. При этом г-н Фелли из МОК от неожиданности спрятался за своего коллегу Килли. Принимать раздавшиеся аплодисменты хищник не стал, скромно спрятавшись за каменную глыбу. Окрыленная успехом делегация направилась к следующему ящику. Но второй хищник выходить в вольер отказался. “Вы его нервируете!” — просветили экологи. Толпа отхлынула от клетки, но это помогло мало. “Ну все, так и до ночи можем прождать”, — вздохнул кто-то из фонда. Но в планы Путина такая перспектива явно не входила: уверенным шагом он направился к клетке. И принялся за уговоры леопарда. “Хороший мальчик!” — долетало до журналистов. Леопард слушал минуты три, пару раз попытавшись добраться до главы кабмина когтистой лапой. Потом все-таки выскочил в вольер. «Премьер действовал правильно, — прокомментировал эколог Честин. — Надо было успокоить хищника».
Укротив леопарда, ВВП набрал телефон президента Туркмении Бердымухаммедова: “Вот мы сейчас стоим и смотрим на этих чудесных зверей. Ваш подарок шикарный!” А г-н Килли через Путина передал вопрос: как скажется щедрый подарок на популяции леопардов в самой Туркмении? “У нас их достаточно, можем спокойно поделиться с Россией”, — успокоил Бердымухаммедов.
— А вы имена леопардам придумали? — поинтересовались у Путина журналисты. Делегация удалилась на совещание. Через пару минут ВВП огласил вердикт: одного хищника назвали Алоус (по названию горы, где был убит последний леопард на сочинском Черноморье), второго — Генерал (кошки обитали в Генеральном ущелье в Туркмении).
Года через три, когда появятся первые котята, Путин обещал вернуться снова. А через 10—15 лет по горам в окрестностях Олимпиады будет разгуливать около 50 (будем надеяться, сытых и довольных) хищников.
Сочи.
ЗВОНОК В ОРГКОМИТЕТ “СОЧИ-2014”
— Значит, талисманом Олимпиады будет леопард? — поинтересовались мы у сотрудников оргкомитета.
— Этого никто не знает. Процедура определения талисмана состоится в 2011 году.
— Почему так нескоро?
— Согласно традиции Международного олимпийского комитета, это происходит не ранее чем за три года до Игр.
— Но само по себе предложение чиновника МОК удачное?
— Шансы леопарда можно оценивать как неплохие, но в любом случае какие-либо прогнозы давать пока рано.