Медведев пришел в Египет с мечом
Но закончилось все “мирным урегулированием”
Вчера Президент России Дмитрий Медведев начал экспресс-поездку по странам Африки. За четыре дня он успеет посетить Египет, Нигерию, Намибию и Анголу. В Каире российский президент, прибывший в Египет “по следам” визита Обамы, обменялся с коллегой подарочными мечами, но при этом был с ним отнюдь не “на ножах”.
— Программу составили так, что отдыхать президенту не дадим, — грозились в российской делегации перед началом поездки. И впрямь: ДАМу даже приходилось отказываться от предлагаемых экскурсий. “Зная, что Медведев здесь впервые, египетская сторона предложила прогулку по национальному музею и, конечно, пирамиды”, — рассказали “МК” в пресс-службе президента. Однако музей точно не вписался в график, а пирамиды на момент подписания номера оставались под вопросом. “Может быть, утром, перед отъездом в Нигерию, успеет”, — сомневались собеседники “МК”.
Пирамид не избежал в свое время и Владимир Путин, который ездил в Египет с визитом в 2005 году. Но путинская программа не была столь многолюдной: у Медведева в повестке дня стояли и президент, и бизнесмены, и Патриарх Александрийский и Всея Африки Феодор II — кстати, единственный из предстоятелей восточно-православных церквей, кто был на интронизации нашего патриарха. А вечером — Лига арабских государств и Ассоциация дружбы “Египет—Россия”.
Прилетев в страну пирамид, Медведев первым делом попал под лошадь. Выехавший из аэропорта “мерс” с российским президентом сразу же окружили всадники в национальной форме и с флагами. Они должны были создавать торжественность обстановки, но больше как-то путались под колесами. Один египтянин особенно зазевался, и чуть не произошло ДТП. Однако на встречу к египетскому коллеге ДАМ почти не опоздал.
Без прессы президенты обменялись подарками. Как рассказали “МК” в пресс-службе Медведева, произошел “обмен мечами”, имеющими историческую ценность. Это символический жест.
Египетский президент Мубарак подтвердил, что его страна поддерживает мирную конференцию в Москве. Несмотря на это в российской делегации не ждут, что усилия Москвы усадить за один стол ближневосточной конференции сирийцев, израильтян, враждующих палестинцев из ФАТХ и “Хамаса” и американцев в этом году увенчаются успехом. Основная помеха — в Израиле после недавней смены правительства интереса к проведению такой конференции не ощущается. Однако Медведев высказался оптимистично: “Конференцию планируем провести до конца года”.
В 2008 году, во время своего последнего визита Москву, президент Египта Хосни Мубарак в шутку сказал Владимиру Путину, что не видит разницы между ним и Дмитрием Медведевым. Не увидел, похоже, существенной разницы и сейчас: главы государств всячески подчеркивали, что вектор отношений не меняется. Медведев долго перечислял, в каких сферах нам бы хотелось укреплять сотрудничество. Среди них — спутниковые технологии, космическая атомная промышленность.
Последняя сфера крайне привлекательна для нашего бизнеса: цена вопроса — 1,5—2 миллиарда долларов. Ну и, конечно, туризм: в минувшем году отдыхом в Египте насладились 1 миллион 800 тысяч туристов из России. Диалогу не помешал недавний запрет египтянами на ввоз нашей пшеницы (забраковали огромную партию) и неприятная история с высылкой из страны египетских студентов. Переговорщики утверждали: проблемы решены.