Ранней весной Гаджиево производит удручающее впечатление. Тающий снег, грязь, скалистые берега, унылые, облупившиеся фасады жилых и административных зданий постройки 70-х годов прошлого века и бродячие собаки, отчаянно радующиеся теплу и солнцу. У причалов пришвартованы два типа атомных подлодок — многоцелевые проекта 971 («Щука-Б») и стратегические проекта 667БРМ («Дельфин»). Отвечающие за защиту государственной тайны офицеры не против, чтобы их снимали, но просят, чтобы «во-он тот серый кран» не попадал в кадр. Дело, понятно, не в кране, который все заинтересованные могут рассмотреть со спутника, а в том, чем он занят — загружает один из «Дельфинов» ядерными ракетами. Кстати, к Гаджиеву приписан и головной крейсер 4-го поколения «Юрий Долгорукий». Но его как раз видно не было — говорят, тоже ушел на «перезарядку».
Нерадостный пейзаж для местных жителей органично дополняется экономическими последствиями оторванности от Большой земли. Интернет, например, в два раза дороже и в два раза медленней, чем в Москве, а слетать куда-нибудь отдохнуть из Мурманска (до него 70 километров) можно только через столицу. Впрочем, подводникам с их допусками к гостайне летать особенно и некуда — одна надежда теперь на Крым.
О положении дел в Гаджиеве Шойгу, разумеется, прекрасно осведомлен и еще во время своего первого визита сюда около года назад дал ряд поручений, об исполнении которых ему и докладывал в первую очередь командующий подводными силами СФ Александр Моисеев. Министру показали возведенный для военных современный спортивный комплекс — легкоатлетический манеж и тренажерный зал под одной крышей — и первый построенный дом нового квартала служебного жилья (к концу года будут закончены все 492 квартиры, что обеспечит все потребности гарнизона). Крышей над головой и спортом в свободное от службы время потребности подводников явно не ограничиваются. Исходя из этого, Шойгу предложил построить культурный центр.
Ну и самый главный объект инспекции — причалы для подводных лодок 4-го поколения «Борей» и «Ясень». Теперь, находясь в пункте базирования, корабли будут не эксплуатировать собственный ресурс, а как бы подключаться к розетке: снабжение электричеством, технической водой и водой высокой очистки для реакторов и т.п. будет вестись от береговых мощностей.