Вопрос обеспечения Вооруженных сил актуальной и достоверной информацией о деятельности потенциального противника волновал Сергея Шойгу с момента его назначения на пост министра обороны. Работе Главного разведывательного управления Генштаба, а также средствам наблюдения за воздушным и космическим пространством ВКО он уделял самое пристальное внимание. В результате в прошлом году перед началом так и не состоявшейся силовой операции США против Сирии руководство Минобороны РФ (а значит и президент Путин) до единиц знали количество самолетов и крылатых ракет, которые должны были быть использованы против режима Башара Асада. Таким же немалым успехом стало обнаружение станцией системы предупреждения о ракетном нападении в Армавире тренировочного пуска израильской ракеты в Средиземном море.
Информация такого рода должна собираться и обрабатываться централизованно в режиме реального времени на базе Национального центра управления обороны государством - именно так, скорее всего, считают и министр обороны, и президент. Хотя конкретней предпочитают не высказываться - слишком уж тема деликатная.
- В настоящее время создаётся интегрированная функциональная подсистема разведки в общей автоматизированной системе управления Вооружёнными Силами, заявил Шойгу на коллегии своего ведомства. - Она должна объединить существующие и перспективные средства разведки, управления и целеуказания в режиме реального времени. В конечном итоге мы должны обеспечить эффективное взаимодействие органов военного управления в интересах применения группировок войск на стратегических и операционных направлениях.
Другой вопрос, который не мог обойти стороной министр - формирование квалифицированного мобилизационного резерва за счет студентов передовых технических и медицинских ВУЗов. Тезисно точку зрения Минобороны на этот вопрос уже излагал на прошлой неделе начальник Генштаба Валерий Герасимов. Теперь же мысль развил начальник организационно-мобилизационного управления Василий Тонкошкуров.
Генерал-лейтенант, и все военное ведомство в его лице полагает, что было бы верным расширить и модернизировать существующие военные кафедры при ВУЗах (сейчас их осталось всего 72), превратив их в межвузовские центры военной подготовки. Студенты-мужчины должны иметь возможность пройти теоретическую подготовку по военно-учетной специальности, а также трехмесячные учебные сборы. При этом ранее в Минобороны предлагали в порядке эксперимента, не выдавать диплом о высшем образовании без сдачи квалификационного экзамена по ВУС. На коллегии, правда, Тонкошкуров предпочел этот чувствительный вопрос обойти. Военные всячески подчеркивают, что работу над изменением законодательства, касающегося исполнения воинского долга, они ведут максимально открыто, координируясь с представителями гражданского общества.