Как конкретно будет реализовано это предложение, пока неясно – военные на такой вопрос отвечают туманно. «МК» проанализировал имеющуюся на этот счет информацию.
Для начала, о новой системе мобрезерва российской армии.
Она была введена указом президента России с 1 января 2013 года и пока проходит тестирование - Генштаб разработал эксперимент по ее введению, который пройдет на базе мотострелковых соединений Сухопутных войск.
Новый мобрезерв планируется комплектовать за счет тех, кто в свое время отслужил в армии, а теперь работает по гражданской специальности и числится в запасе. Приоритетное право стать резервистом получат кандидаты с хорошей военной подготовкой и физической формой. Каждый прошедший отбор должен заключить контракт с Минобороны. Он будет ежемесячно получать денежное довольствие. Офицер запаса – 8 тысяч рублей, рядовой и сержант запаса - 5 тысяч рублей. Резервист будет обязан регулярно посещать военные сборы и учения, во время которых предполагается сохранение его среднемесячной зарплаты на «гражданке».
В 2014-2016 годах предельная численность мобрезерва определена в 5 тысяч человек, для чего требуется более 890 млн. рублей (в 2014 году - 279,4 млн. руб, в 2015-м - 288,3 млн. руб, в 2016-м - 324,9 млн.). Однако, по словам главы комитета Госдумы по обороне Владимира Комоедова, целевое выделение средств на обеспечение мобрезерва в принятом федеральном бюджете не предусмотрено. Хотя, считает он, «это - сравнительно небольшие средства, которые Минобороны вполне может обеспечить за счет собственных резервов».
Теперь, что касается того, какое отношение к мобрезерву имеют студенты.
Как уже сообщалось, студентов, обучающихся на военных кафедрах, будут включать в резерв фактически принудительно. С отказников даже планируется взимать штраф.
Однако сейчас таких отказников в любом случае будет немного. Ведь несколько лет назад, когда Минобороны возглавлял Сергей Иванов, число военных кафедр в гражданских вузах было резко сокращено — с 229 до 72. Тогда министр обороны называл их «неэффективными» и существующими лишь для того, «чтобы повысить взяткоемкость вузов», а его подчиненные боролось за количество призывников, без особой оглядки на их профессиональную подготовку.
ВУЗы пытались отчаянно бороться за сохранение своих военных кафедр, но отстоять их удалось не многим – лишь 12 процентам из всех. И вот недавно Российский союз ректоров вышел с предложением вновь кардинально увеличить число военных кафедр, а также в принципе пересмотреть на них систему обучения, учитывая нынешнее разделение в вузах на бакалавриат и магистратуру.
Предложение ректоров выглядит так: бакалавр на военной кафедре проходит двухлетний курс подготовки, после чего становится сержантом запаса. Если же студент продолжает обучение в магистратуре, он еще год занимается военной подготовкой и по окончании вуза получает звание офицера запаса.
В Минобороны относительно этих инициатив единой позиции пока нет. Хотя военные признают: новое современное вооружение, поступающее в войска, могут обслуживать только технически подготовленные специалисты. А потому лишь они должны составить костяк резервистов, которые могут встать на защиту Отечества в угрожаемый период.
Хотят того в военном ведомстве, или нет, но эту проблему придется решать уже в ближайшее время. И не потому, что такую задачу в Послании поставил президент. Ее поставила сама жизнь. Это путь любой страны, которая идет к созданию профессиональной контрактной армии, потому формирование хорошо обученного мобилизационного резерва – общепринятая практика ведущих западных государств. Так штат мобрезерва в Германии, Франции, Великобритании и США превышает общую численность Вооруженных сил этих стран. И если министру обороны Шойгу удастся грамотно решить проблему мобрезерва в России, это станет главным и самым значимым шагом к отказу от призыва и рождению давно обещанной нам профессиональной контрактной армии.