Так, например, председатель Военно-промышленной комиссии продемонстрировал отличное понимание текущей стадии развития науки и техники, заявив, что в следующей Госпрограмме вооружений упор будет сделан на создание разнообразной робототехники — «воздушной, наземной и подводной, создании системы вооружений, которые будут межсредными». Это, вкупе с «интеллектуализацией оружия» и «нетрадиционными способами поражения целей», по мнению Рогозина, позволит российскому солдату образца 2025 года одному побеждать пятерых супостатов.
Вместе с тем вице-премьер признал, что ничего прорывного обычным посетителям на выставке не покажут — только современные модификации привычных образцов. «Бумеранг» (грубо говоря — замена БТР), «Курганец-25» (замена БМП) и «Армату» (замену нынешним танкам) покажут только через год. Пока же их опытные образцы видели только сам Рогозин да еще пара десятков избранных. После осмотра министр порадовался, что производители показали «не просто скелеты и остовы, а машины, которые на ходу».
Секретность вокруг «Арматы» излишняя. По крайней мере, высокопоставленный источник в Минобороны в разговоре с «МК» выражал по этому поводу недоумение. Дело в том, что новый танк на самом деле представляет собой вариацию на тему Т-95, который в Нижнем Тагиле разрабатывают уже четверть века. Единственная принципиальная разница: калибр главного орудия уменьшен со 152-мм до 125. Странно было бы, если после стольких лет работы над танком он не был на ходу.
В результате роль главных премьер выставки пришлось играть двум неоднозначным образцам техники. Первый — «Терминатор-2» — особенно пиарил вице-премьер. Боевую машину поддержки танков с таким голливудским названием придумали на Уралвагонзаводе в конце прошлого века. По словам Рогозина, подтолкнули разработчиков к созданию этого монстра боевые действия в Чечне, особенно штурм Грозного, когда было потеряно большое количество танков. «Терминатор» представляет собой платформу Т-72, на которую вместо обычной танковой башни поставлен модуль с двумя 30-мм пушками, противотанковыми ракетами, автоматическими гранатометами и пулеметом — отбиваться от партизан и легкобронированной техники в городских условиях.
Энтузиазма у военных разработка не вызвала. В результате основным заказчиком стали Вооруженные силы Казахстана. Отличие второго поколения «Терминатора» от первого будет заключаться в платформе (это будет, понятно, «Армата») и бронировании боевого модуля. Как БМПТ, пусть даже на новой основе, сможет конкурировать со значительно более дешевыми БМП, способными выполнять в принципе те же задачи, пока непонятно.
Вторая новинка вызвала легкий ажиотаж в блогосфере, потому что первые ее фотографии приняли за «Бумеранг». На самом деле эта колесная боевая машина пехоты — плод взаимоотношений УВЗ и известного французского концерна. Восьмиколесный гигант высотой в два человеческих роста выглядит пока сыро: проекту всего 4 месяца, ему даже красивого имени пока не успели придумать. От европейского родителя в нем — трансмиссия, двигатель, концепция, система управления огнем. От российского — все остальное, включая 57-мм пушку. Последняя, по мнению руководства УВЗ, выгодно отличает машину от конкурентов. Военные пока по ее поводу не высказывались.