Основным трендом развития Вооруженных сил, обсуждавшимся на прошедшем в минувший вторник заседании, стал все более явный разворот в сторону комплектования армии и флота на контрактной основе. И это даже не следствие волевого решения генералов — вопрос обсуждался последние 20 лет, но каждый раз военные склонялись к старому доброму призыву, мотивируя это то размером армии и протяженностью границ, то нехваткой средств. Просто развитие технологий сделало наконец профессиональных солдат необходимым условием успешного функционирования военной машины.
Досконально вникнув в особенности подчиненного ему ведомства, министр, очевидно, понял, что массовый призыв — путь в никуда. Обучить хоть какому-то делу 18-летнего парня за год, допустим, еще можно, но воспользоваться плодами этого обучения до демобилизации солдата армия уже не успеет. И речь не только о современных системах вооружения и военной технике, которые будут в ближайшее время закупаться по триллионным Госпрограммам вооружений. Крановщик Железнодорожных войск тоже должен быть опытным мастером, а не «зеленым» салагой.
— Хотим мы этого или не хотим, но армия должна стать контрактной, либо мы должны рекрутировать призывников как минимум на пять лет, — пояснил свою позицию Шойгу.
Это, правда, не означает полного отказа от призыва — военным надо поддерживать численность мобилизационного резерва. Но плановое соотношение срочников и контрактников уже в этом году заметно изменится в пользу последних, а значит, «ловить» молодых людей по военкоматам Минобороны больше не планирует. Их будут скорее «заманивать» — например, в «научные роты». Как заявляют военные, выпускники технических вузов заваливают министерство заявками на прохождение срочной службы в них. В ближайшее время начнут работу «научная рота ВМФ» и «научная рота ВКО».
Всего, по заверению военных, к концу года проходить службу по контракту на рядовых и сержантских должностях должны порядка 240 000 человек. Насколько эта цифра реальна и возможно ли будет и дальше продолжать наращивать численность подобными темпами — вопрос открытый. Контрактников привлекают в первую очередь неплохие зарплаты (стартовый минимум 20 000 рублей), а также неотложное решение их жилищных проблем в виде бесплатного служебного жилья. Здесь ситуация пока не везде ровная — и Сергей Шойгу показал обеспокоенность этим вопросом. Строительные программы сейчас пересматриваются и сдвигаются «влево» с 2018–2019 годов на 2014–2015-й.
Но не только контракт обсуждался на заседании ОС. Нельзя обойти вниманием решение министра восстановить библиотеку Генштаба, которую начали ликвидировать при предыдущем министре. Порадовал Шойгу и другой отличной новостью: он хочет создать в Кубинке большой патриотический парк. Очевидно, сказалось посещение министром в начале месяца Музея бронетанковых войск. Это уникальное место давно известно фанатам военной техники, но оно явно достойно большей популярности. К танкам планируется добавить авиацию (вероятно, сюда будет переведен музей в Монине) и артиллерию (сейчас он действует в Петербурге). Кроме экспозиции в парке будут предусмотрены интерактивные развлечения: можно будет «поездить, полетать, пострелять, прыгнуть с парашютом и многое другое». По праздникам посетителей будут развлекать базирующиеся здесь же «Стрижи» и «Русские витязи», а им в дополнение создадут еще одну группу — танковую.