На открытии мероприятия, получившего название «День инноваций МО РФ», Сергей Шойгу рассказал, что задача всего происходящего: позволить всем желающим обойти всю бюрократическую мороку и прямо представить министру и генералам интересные технические решения, способные облегчить жизнь солдатам и офицерам. Из 1000 заявок было отобрано 260 – больше не позволял формат мероприятия. Такой высокий интерес, скорее всего, заставит проводить «Дни инноваций» не один, а два раза в год: один раз для молодых «Кулибиных», другой – для профессиональных компаний.
Такое заявление сразу вызывает недоумение: «зачем здесь дети?». Но как это часто бывает в случае с Шойгу – парадоксальные с первого взгляда предложения на самом деле оказываются в результате «попаданием в десятку». Дело в том, что упадок науки и техники в постсоветский период вместе с привычкой к развращающей «откатной» форме заключения контрактов, привел к тому, что разработчики обленились: предлагают вторичные продукты по совершенно неадекватным ценам.
Корпорация связи показывает главкому ВМФ Виктору Чиркову чудо-рацию. Её можно положить в банку с водой и она всё равно работать будет – лишь бы антенна торчала над водой. Главком достаёт из кармана яблочный смартфон и говорит: вот я обёртку купил резиновую за 1500 рублей, можно теперь вообще под водой с ним работать, разговаривать под водой, если наушники вставить. Производитель молчит. Ответить ему нечего.
Комплекс «Часовой» чуть ли ни первым показали министру. 30 браслетов и чемодан с приёмником, позволяет контролировать всех часовых в наряде – не сачкуют ли, патрулируют ли периметр. Часовые могут нажать «тревожную кнопку» на браслете – все остальные завибрируют. По сути – пейджер, гражданская технология начала 90-х годов прошлого века.
Экспонаты МГТУ имени Баумана выделялись в первую очередь одетыми в форму института студентками. Рядом парили квадрокоптеры: в США такие можно было купить себе в качестве игрушки ещё года три назад долларов за 500.
Представитель разработчика силиконового манекена израненного в куски бойца «Антон», на котором можно отрабатывать технику реанимации, с городостью рассказывает, что сначала думали представить вариант истекающий «кровью», но передумали, представив во что превратиться стенд к концу дня. Стоящий рядом капитан из информационно-аналитического центра Минобороны задаёт простой вопрос: чем дорогой «Антон» лучше дешевых накладок, имитирующих раны на бойцах – так тренируются останавливать кровотечение и извлекать осколки сейчас. Производитель нервничает, сбивчиво рассказывает, что на манекене тоже накладки, при желании их можно снять и наложить на бойца. Офицер кивает, делает пометки в тетрадке. На вопрос, есть ли что-то впечатляющее в закрытой части экспозиции, он лишь качает головой, улыбается и говорит: «надо верить в лучшее».
Тем не менее, министр не стал относиться к выставке как к формальности, подолгу останавливался на заинтересовавших его стендах, отклонялся от маршрута, проложенного для него подчинёнными, разговаривал с разработчиками. Отчитал одного из конструкторов МАИ: тот начал рассказывать о своём беспилотном вертолёте с недостатков моделей конкурентов. Министра же интересовали конкретные вещи, полезная нагрузка, время работы.
Разгневала Шойгу представленная на выставке полевая кухня. Его старались обвести стороной, но меткий глаз министра приметил её заранее. Кухня отличная, производства известной немецкой компании, покупается российской фирмой и перепродаётся Минобороны. Почему что-то настолько простое нельзя делать в России – непонятно. «Когда начнём производить?» - спросил Шойгу.
- В ближайшем будущем, - нашелся поставщик.
- Так со мной не разговаривают, - холодно ответил министр. – Где будет производство?
- Возможно, в Брянске.
- Если «возможно», то я тогда из плана на 2014 год закупки снимаю, - возмутился замминистра Юрий Борисов.
В результате молодёжь из кружков моделистов действительно выглядела не хуже всех корпораций и НИИ. Да, их роботы и беспилотники сделаны не из стали, а из детского конструктора. Но их находки, полезные модели, ноу-хау – то, что по-настоящему важно в инновационной экономике – наверняка могут конкурировать с глубоко упадочной индустрией.