Владимир Шаманов — единственный командующий, кто в годы сердюковских реформ сумел сохранить структуру ВДВ, не дав разрушить свой род войск. Теперь он рассказал, точнее крупными мазками набросал картину того, как перспективы ВДВ видят в новом руководстве Генштаба и Минобороны.
Он напомнил, что идея создания Войск быстрого реагирования родилась еще после войны в Афганистане, затем к ней вернулись после Чечни. «Используя накопленный опыт, - сказал он, - мы обратились в Генштаб, и сумели убедить, что для нашей страны с огромными пространствами, надо иметь самостоятельный компонент, который бы в короткие сроки — не более суток — был способен отреагировать на угрозы в любой точке страны. Несмотря на то, что средства разведки по всей границе позволяют определить возможные агрессивные намерения, реагировать на них мгновенно мы сегодня не в состоянии».
ВДВ, говорит Шаманов, напрямую зависят от состояния Военно-транспортной авиации (ВТА). “Сегодня ВТА способна перебросить 40 самолетами до одного парашютно-десантного полка, точнее - полк без батальона. Госпрограммой вооружения поставлена задача: к 2018-2020 году ВТА должна десантировать дивизию ВДВ. Для чего предусмотрена закупка самолетов, в том числе Ан-70” - сообщил командующий. Он является горячим сторонником этого проекта. Что понятно: о какой мобильности может идти речь без «грузовика» типа Ан-70, который может доставить десант и технику прямо в зону боевых действий, так как может сесть прямо на грунтовку длиной до 700 метров.
«На коллегии Минобороны, - сообщил Шаманов, - министром мне было поручено сделать сообщение о завершении формирования идеологии применения Войск быстрого реагирования на базе ВДВ. Мы высказали свои позиции, но не все они поддержаны», - признал командующий. - В частности, мы просили: для мгновенной реакции нам уже сегодня необходимо иметь в своей структуре армейскую авиацию – вертолеты: большие, ударные, средние. Пока эта точка зрения не поддержана». В округах недостаточно специалистов для подготовки профессионалов десантно-штурмовых бригад. «Мы попросили, говорит Шаманов, - пусть они войдут в состав ВДВ». Далее: «Коль мы должны мгновенно отвечать на вызовы, мы поставили вопрос реорганизации уже существующих структур: из полка спецназа в бригаду спецназа, из полка связи - в бригаду управления. Так же мы предложили сформировать в Твери, где мощная авиационная группировка, мобильную бригаду материально-технического обеспечения».
Генерал Шаманов уверен, что к 2030 году ВДВ станут сверхмобильными “в первую очередь благодаря широкому использованию вертолетной техники. Будущая боевая машина десанта это - что-то среднее между легкой боевой машиной и ударным вертолетом с экипажем три-четыре человека. На базе перспективных боевых машин десанта будут сформированы мини-эскадрильи, которые будут перебрасываться самолетами типа Ил-476 или Ан-70. С площадки подскока они смогут выйти на 50-70 км, нанести удар и вернуться на промежуточную базу», - говорит Шаманов. Подготовка к такого рода боевым действиям потребует тесного взаимодействия Рязанского училища ВДВ с Сызранским вертолетным училищем — это может стать базой для подготовки специалистов будущего.