Железные беспилотные кракозябры всех форм и размеров ползали, ездили, плавали, летали и парили перед Сергеем Шойгу. Но уж слишком большинство из них напоминало поделки кружка юного техника, а то, что выглядело поприличней уже лет десять без особого прогресса мозолит глаза на выставках вооружений. Собственно, даже сами разработчики не скрывают вторичности общей идеи радиоуправляемых и программируемых оружейных платформ: в России первые эксперименты на эту тему начали проводиться аж в 1930 году. Просто сейчас, с учётом неудержимого роста производительности процессоров, компактности оптики и эффективности средств связи, «самоуправляемые танки» и «всепролазные видеокамеры» должны демонстрировать совсем другой уровень надёжности, простоты в эксплуатации и стоимости производства.
Собственно, именно с этим у промышленности пока явные проблемы. Что несказанно печалило министра. Отечественный аналог американского «пакбота» - гусеничная платформа размером с коробку для обуви, снаряженная видеокамерой предлагается Вооруженным силам по сходной цене – 30 000 000 рублей. «Я такую в «Детском мире» лучше поеду дешевле куплю», - прокомментировал Шойгу.
Ещё более скромных размеров камера на двух резиновых колесиках, которую предполагается забрасывать в воздуховод и управлять дистанционно, разработчик в макет воздуховода забросить на смог (или не захотел). Базу с камерой и манипулятором на шестиколесной независимой подвеске, разработанную для МЧС, производители тоже предлагают армии, но просят денег на повторную разработку. Министр дважды платить за одно и то же не собирается. Действующий автоматический гранатомёт на схожей платформе продемонстрировать министру тоже не смогли – за него отдувался массо-габаритный макет, а стрельбу на полигоне можно было посмотреть на видео.
- Я картинки ваши эти уже видеть не могу, - негодовал Шойгу. – Мы зачем вообще сегодня тогда собрались? Вы думаете, мне заняться нечем - всё время ездить смотреть ваши испытания?
Вызвала нарекание и амфибийная платформа «Арго», отдалённо напоминающая квадроцикл. 6 км/ч в воде показались министру слишком малой скоростью для морского десанта – нужен винт. Интерес Шойгу вызвал разве что «подводный планер» - почти автономный «беспилотник», способный за счёт изменения дифферента и плавучести до полугода выполнять программу (вести разведку, наблюдение или даже доставлять до 2 тонн груза) без какой-либо дозаправки.
Проще говоря, министр хочет не просто показухи – у нас в армии воюют роботы – он хочет, чтобы механические солдаты действительно облегчали жизнь живым. Частично способствовать достижению этой задачи поспособствует подписанное на коллегии соглашение о сотрудничестве между Минобороны и Санкт-петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий механики и оптики.
- Это те самые замечательные ребята, которые пятый год подряд побеждают в олимпиадах по программированию. Мы размещаем у них заказы на программный продукт. Надеюсь, что выпускники пойдут к нам как на срочную, так и на контрактную службу, - пояснил собравшимся Шойгу.