Все запланированные на текущий год контракты между Минобороны и предприятиями промышленности должны были быть заключены к 15 апреля. Однако на данный момент этот план выполнен чуть более чем на 70 процентов, ещё 13 процентов, по заявлению замминистра, находятся «на финальной стадии подписания».
Причин этому Борисов назвал несколько: перед новым годом пришлось экстренно перераспределять часть средств (вероятно, сказалась смена приоритетов с приходом нового руководства), пришлось ещё работать по старому 94 федеральному закону (вместо недавно принятого более удобного 275-го), а ряд предприятий не смогли вовремя предоставить калькуляционные документы (видимо, перемирия в «ценовых войнах» удалось достичь не со всеми поставщиками). Признал Борисов, также и личную ответственность за несвоевременное выполнение ГОЗа.
Но все эти мелочи не помешали выступавшим на «круглом столе» первым лицам Объединённой авиастроительной корпорации, Московского института теплотехники, Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», объединения «Сплав», и других, высказывать своё удовлетворение сменой закупочной политики Министерства обороны и деятельностью Юрия Борисова в частности. Деньги идут, по ценам договариваться легче, опытно-конструкторские работы финансируются.
(С ОКРами вообще полный порядок. В ближайшие годы у нас могут появиться и гиперзвуковые ракеты, и боевые железнодорожные ракетные комплексы, и не имеющие аналогов в мире авиационные ракеты для истребителя пятого поколения).
Но особенно представителям «оборонки» нравится идея с сервисным обслуживанием своей продукции. Сергей Шойгу, в рамках своей политики избавления армии от несвойственных функций и максимальном уходе от решения финансовых вопросов, переводит все обслуживание техники и инфраструктуры (кроме текущего) в ведение предприятий-производителей — осуществлять его будут на переданных из «Оборонсервиса» ремонтных заводах. При этом оплачивать эту услугу Минобороны планирует заранее, предположительно на весь срок эксплуатации, вплоть до утилизации – это и называется «контрактом жизненного цикла».
Удовольствие это, конечно, не дешевое, и не совсем понятно, как будет формироваться цена таких контрактов, и кто будет контролировать их исполнение – особенно спустя много лет после их заключения. Тем не менее, это явно очень неплохой источник дополнительного дохода для предприятий ОПК.
Но вопрос в том, откуда возьмутся эти самые деньги у Минобороны? В Государственной программе вооружения-2020 они не предусмотрены, а запрашивать дополнительного финансирования из госбюджета, по словам Борисова, не планируется. Пока же эти средства берутся из статьей ГПВ-2020, выделенных на ремонт и проведение опытно-конструкторских работ.