О воссоздании оперативной эскадры в Средиземном море Сергей Шойгу первый раз обмолвился в своем докладе на коллегии Минобороны 27 февраля. Но тогда эта новость как-то не была услышана. В этот раз «месседж» был доведен чётко.
- Считаю, что у нас есть все возможности для создания и обеспечения функционирования такого соединения. Безусловно, это свидетельствует о положительной динамике развития ВМФ, — заявил министр обороны. - России нужен такой Военно-морской флот, который мог бы эффективно действовать в различных районах мирового океана. Проведенные в январе текущего года учения в акваториях Черного и Средиземного морей показали, что в целом межфлотская группировка способна выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне.
Впрочем, дальше он перешёл к критике, сказав, что «общее состояние дел на флоте нельзя назвать удовлетворительным» - долгие годы не поступало новых кораблей, поддержанию в строю старых не уделялось должного внимания.
По окончании совещания главком ВМФ Виктор Чирков подтвердил, что работа по созданию соединения ведётся, правда пока в основном прорабатывается организационная и кадровая составляющая.
Таким образом фактически воссоздаётся (пусть и в урезанном виде) 5-я оперативная эскадра, действовавшая в разгар Холодной войны с 1967 года вплоть до самого распада Союза. Удовольствие это было не из дешевых: настоящих военных баз или дружественных портов в Средиземноморье у СССР не было. Корабли и подлодки группировались у «бочек» - буев, торчащих на мелководье. В связи с невозможностью проводить сколь-нибудь серьёзный ремонт и обслуживание, регулярно давать экипажу отдых, стабильно пополнять запасы, корабли в 5-ю оперативную эскадру включались на ротационной основе. Большой вопрос, найдётся ли во всех 4 флотах достаточное количество исправных кораблей, способных сейчас постоянно сменять друг друга в дальних морях.
Да и вряд ли сейчас у России есть больше возможностей чем было у СССР для создания в тех краях достаточной инфраструктуры. Единственная надежда — пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, который, теоретически, можно было бы расширить. Но если режим Башара Асада не удержится, то все надежды на Тартус отправятся вслед за ним.
Впрочем, зависимость тут, скорее всего обратная. Причины у внезапного и аврального возвращения российского флота в Средиземное море могут быть только политическими. Очень уж президенту Путину не понравилось, как поступили с Муамаром Каддафи и Хосни Мубараком. Очевидно, что с Сирией он решил пойти на принцип и ни за что не сдавать её аравийцам и Западу.