Коллегия Минобороны: Радужные у армии только перспективы

Путин рассказал про желаемое, Шойгу — про действительное

На расширенной коллегии Министерства обороны, прошедшей в среду в Москве, собрался весь бомонд: кроме высших военных чинов в конференц-зал Академии Генерального штаба послушать доклады пришли такие выдающиеся государственные мужи, как Сергей Иванов, Дмитрий Рогозин, Виктор Иванов, Александр Бастрыкин, Владимир Колокольцев, Юрий Чайка, Николай Патрушев, Владимир Пучков, Александр Бортников и даже почему-то патриарх Кирилл с Владимиром Чуровым. По привычным к подобного рода мероприятиям лицам присутствующих сложно было определить, понимают ли они, что многие из радужных перспектив Вооруженных сил, обрисованные президентом во вступительном слове, имеют мало общего с текущим положением вещей и вряд ли будут реализованы.

Путин рассказал про желаемое, Шойгу — про действительное

— Все соединения и части необходимо содержать только в категории постоянной готовности, — потребовал, например, президент.

Однако министр обороны в своем докладе отметил, что перевод подразделений в категорию постоянной боеготовности «подразумевает их стопроцентное комплектование личным составом и техникой, но в настоящее время выйти на эти параметры пока не удалось».

Оценки этого самого комплектования сильно разнятся. «МК» не раз пытался сложить официальные данные по числу служащих по контракту офицеров, солдат и призывников — в последние годы выходило, что в номинально миллионной армии сейчас порядка 700 000 человек. То есть в среднем по Вооруженным силам (если такая оценка возможна) занято только 7 из 10 штатных мест. Это что касается личного состава. Положение с техникой, по всей видимости, значительно хуже — об этом говорил начальник Генерального штаба Валерий Герасимов после проведенной недавно внезапной проверки боеготовности. В оценках результатов этой проверки, кстати, президент и министр тоже разошлись.

— Совсем недавно Генеральный штаб проверил боеготовность ряда подразделений оперативного боевого развертывания, — сказал Путин. — Министр обороны мне подробно докладывал. В целом считаю, что проведенное мероприятие показало удовлетворительный как минимум, если не сказать хороший, уровень готовности.

Шойгу же раскритиковал новшества в системе управления, введенные при его предшественнике. Их ущербность вскрылась как раз во время этой проверки — а без надежного управления никакой постоянной боеготовности, понятно, быть не может:

— Практика заставила по-другому посмотреть на трехуровневую систему управления, — заявил министр обороны. — Искусственное изъятие отдельных звеньев управления Вооруженных сил снизило ее эффективность. В этом мы убедились неделю назад в ходе внезапной проверки боевой готовности.

Еще одна актуальная проблема: уровень профессиональной подготовки рядовых.

— Вооруженные силы нуждаются в более профессиональном призывнике, — констатировал Шойгу. — Мы планируем к 2017 году довести количество контрактников до 425 тысяч, в соответствии с вашим, товарищ Верховный главнокомандующий, решением.

Решение, конечно, верное, но на данный момент по-прежнему кажется все больше прожектом. При нынешних темпах вербовки солдат и сержантов-контрактников хорошо, если к 2017 году удастся достичь половины из заявленной численности. А если количество будет-таки правильным, то кто гарантирует качество?

Разумеется, на коллегии были озвучены все рецепты решения этих проблем. Министр сообщил о создании вертикально интегрированной многоуровневой системы автоматизированного управления (это решит прорехи с управлением, связью, контролем), создан главк боевой подготовки, увеличен набор в военные вузы, планируется наладить работу с гражданскими вузами по предложению прохождения студентами срочной службы по ходу учебы (эти предложения улучшат профессиональный уровень и общую численность личного состава), особое внимание собираются уделить поддержанию дисциплины в деле закупок вооружений — как со стороны министерства, так и со стороны оборонной промышленности, планируется заключение контрактов полного цикла обслуживания и перенос среднего и капитального ремонта техники с армейских плеч на плечи производителей (это должно помочь с катастрофическим состоянием техники). Ну и так далее.

Рецепты, по всей видимости, хорошие. Главное — чтобы реализация их не стала самообманом.

— Нужно полностью ликвидировать очередь и всех обеспечить квартирами. Всех, — потребовал президент. — Такого понятия, как бесквартирный офицер, быть не должно.

О рецепте для этой «армейской болезни» на коллегии также было сказано много слов. Он прост: с 2014 года квартиры офицеры будут получать в виде единоразовых выплат. Вот только адекватность их размера пока вызывает опасения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру