Ректоры ряда ведущих высших учебных заведений выступили с предложением на лето отправлять учащихся военных кафедр служить в войска. Эта инициатива чудесным образом перекликается с аналогичным смутным пожеланием военных, зреющим уже некоторое время в недрах Минобороны. Замминистра Николай Панков прокомментировал выступление ректоров самым благожелательным образом — раз менеджеры вузов так хотят, то военное ведомство, конечно, пойдет навстречу, изучит такие возможности.
Суть предлагаемого нововведения ректорами излагается просто: три года подряд три летних месяца слушатели военных кафедр будут стажироваться в частях, территориально и «по духу» близких этому учебному заведению. А чтобы совсем не лишать студентов отдыха, срок обучения по программе бакалавриата увеличат на полгода. В теории у каждой военно-учетной специальности в каждом вузе будет свое подразделение, с которым будет налажена постоянная кооперация. По этой идее, студенты МАИ, например, могли бы обслуживать двигатели в Чкаловском, а парни из МАДИ — возиться с техникой в подмосковных мотострелковых бригадах. Выходит, то ли работа по распределению, то ли углубленная практика. Вроде как и долг Родине отдаешь, но вроде как и необходимый навык попутно получаешь.
Как родилась эта фантазия, вроде бы понятно. В Вооруженных силах колоссальный недобор рядовых. Бороться с этим явлением пытаются по всем фронтам — и условия службы улучшают, как могут, и на контракт заманивают самыми разнообразными бонусами. Но на основной причине некомплекта эти меры никак не сказываются. Около половины молодых людей, обязанных вроде как послужить Родине, ускользают из ее теплых объятий, предъявив справку с очного отделения.
Так что «предложение ректоров», в котором фигурируют до поры до времени только учащиеся военных кафедр, это пока лишь пробный камень. Зондаж общественного мнения, как сейчас принято говорить. Если эксперимент с одним-двумя вузами пройдет успешно, студенты, пожив в хороших условиях, в кубриках с душевыми и поковырявшись вволю в любимых ими (теоретически) авиационных двигателях, роптать особенно не будут, то поле действия «предложения» будет постепенно расширяться.
Но перспективы этой инициативы выглядят как-то сомнительно. И военные это, очевидно, прекрасно понимают. Иначе зачем такие осторожные заходы через «группу ректоров» и многочисленные «мы это обсудим»? Генералитет, кажется, заранее готов проиграть эту битву.
Чтобы понять, что в текущих условиях она выиграна быть не может, не нужен никакой зондаж. Достаточно просто не быть «космонавтами», летающими в заоблачных высях, а пораскинуть мозгами и чуть-чуть вникнуть в детали. Выяснить, что в июне служить никто не сможет — там сессия. Выяснить, что многие гражданские специальности подразумевают полевую практику — куда девать геологов и археологов? И что делать с гуманитарными специальностями? Выяснить, что студенты технических институтов в большом количестве приходили на протестные акции прошлой зимой — и такие вот подарочки вряд ли повысят их лояльность режиму. Выяснить в конце концов, что количество бюджетных мест в вузах сейчас резко сокращается (это у нас такой осознанный политический курс на повышение эффективности образования), и большинство студентов выкладывают свои (или родительские) кровные за обучение. И вот с какого они должны за свои же немалые деньги торчать по три месяца в году на жарком плацу и выполнять чьи-то команды? Это когда можно в Крым с какой-нибудь палаткой с девочками махнуть?
Будь я студентом, я бы спросил у этих самых ректоров, им-то что за печаль? Что у них вдруг так зачесалось, что они, не спросив студентов, решили сдать их в барщину военным? Но студенты у нас люди скромные и осторожные. Им лишние неприятности не нужны. Они проголосуют ногами. Сначала пойдут туда, где нет военных кафедр. А потом, когда программа станет касаться всех вузов, после школы каждый молодой человек будет решать вопрос: поступать за огромные деньги ради сомнительных перспектив, невысокой зарплаты и лета в казарме или же ну его — иммигрируем в Канаду/Австралию?
Останутся, разумеется, самые стойкие, духом закаленные. Только те, кто любит родные березы всем сердцем, искренне, по-настоящему. Так Минобороны поможет выковать из аморфного и безнадежного постсоветского общества нацию пламенных патриотов. Вот тогда и посмотрим, сколько из нас останется аристократов духа.
Игнат Калинин
МНЕНИЕ «ЗА»
Проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Борис ПАДАЛКИН: «В Минобороны возникла идея — создать качественный военнообученный запас на основе студентов военных кафедр».
— Раньше в вузы шло 10–15% молодежи, они получали звание офицеров запаса, остальные служили срочную службу — все было нормально. Но число вузов росло, и сейчас высшее образование открыто практически всем. К примеру, в прошлом году в вузах страны было количество мест, практически соответствующее количеству выпускников школ. И несколько лет назад военные кафедры были резко сокращены, поскольку было решено, что такой огромный и откровенно плохо обученный военный запас не нужен.
И в Минобороны возникла идея — создать качественный военнообученный запас на основе студентов военных кафедр. Если он принесет плоды, то количество военных кафедр будет даже увеличено, что позволит значительному количеству студентов, которые заканчивают вузы, не бегать от положенного им призыва на срочную службу в Вооруженные силы.
Суть эксперимента такова. Никакой обязаловки не будет — человеку предлагаются два варианта. Первый — поступить в вуз и после его окончания отправляться служить срочную службу — как ему и полагается по закону. Второй — обратиться на военную кафедру, пройти отбор по здоровью, заключить контракт с Министерством обороны. После чего из 12 положенных месяцев службы 3 месяца ему засчитывается учеба на военной кафедре, и далее в течение трех лет ежегодно по 3 месяца он находится в рядах Вооруженных сил.
Какие выгоды от этого получает Минобороны — понятно, но и вузы в этом заинтересованы. К примеру, у нас в МГТУ им. Баумана есть студенты — будущие радиоинженеры. Если они получат специальность «оператор радиолокационной станции», то польза от этого будет огромная — люди будут на деле, а не в теории понимать, для чего нужна их профессия. Скажем, они учатся конструировать локаторы и будут знать, как этот локатор работает на практике. И тогда ценность их как специалистов резко возрастает по сравнению с теми, кто только сидел за партой. При этом о замене каникул ежегодной трехмесячной службой речь не идет — каникулы, разумеется, сохраняются. Увеличивается время учебы: скажем, бакалавры учатся 4 года — значит, этот срок нужно увеличить до примерно 5 лет.
Пока речь идет только об эксперименте, который еще не стартовал, а только обсуждается, но понятно, что он не превысит масштаб приблизительно 30 вузов, которые сейчас имеют военные кафедры. И только в случае его успеха количество кафедр будет увеличено. При этом не стоит думать, что речь идет о некоем новаторстве — подобная схема (короткая служба несколькими периодами) работает за рубежом — к примеру в Швейцарии. Да и в России это тоже уже было и успешно работало: от территориальной системы комплектования вооруженных сил в 20–30-е годы ХХ века, когда человека призывали на несколько месяцев каждый год — поддерживать специальность, до системы вольноопределяющихся в царское время, когда человек с образованием шел в армию, некоторое небольшое время там находился, ему присваивалось звание — и он увольнялся в запас.
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»
Председатель российского студенческого совета Артем ХРОМОВ: «И по учебе будет нанесен удар, и ничему полезному по военной части человек за 3 месяца толком не научится».
— Я сам заканчивал военную кафедру на факультете журналистики МГУ, проходил месячные военные сборы в Тамбове, но я негативно отношусь к этой инициативе.
Это предложение абсурдно. Совмещение учебы и военной службы неминуемо негативно скажется на процессе обучения, поскольку человека резко вырывают из одной среды и помещают в совершенно иную. В результате и по учебе будет нанесен удар, и ничему полезному по военной части человек за 3 месяца толком не научится... Если говорить о замене каникул военной службой — а я боюсь, что в итоге именно это может и произойти, — то надо понимать, что у студента, который активно учится, летом и так есть в лучшем случае месяц-полтора на чистый отдых, поскольку нужно сдавать сессию, проходить производственную практику, заниматься дополнительно. Поэтому это приведет либо к отсутствию нормального отдыха, либо к существенному увеличению общего срока учебы.