Двойная жизнь военных инноваций

Российские чиновники зачем-то создали две одинаковые структуры — обе с космическими бюджетами

Особым полусекретным агентством, которое вкладывало бы большие деньги в разной степени рискованности сумасшедшие исследования и на выходе получало бы технологии и оружие будущего, в руководстве страны бредят уже несколько лет. Уж очень успешным кажется чиновникам заокеанский пример под названием DARPA. Благодаря этому американскому госучреждению появились на свет Интернет и GPS, а сейчас на очереди гиперзвуковые беспилотники и летающие «Хаммеры». Ну, или, по крайней мере, об этом заявляет само агентство. Пример оказался настолько заразительным, что с этого года в нашей структуре государственной власти есть аж целых два органа, намеренных идти тем же путем — вкладывать бюджетные деньги во всякие фантастические проекты.

Российские чиновники зачем-то создали две одинаковые структуры — обе с космическими бюджетами

Первый называется Фонд перспективных исследований при Военно-промышленной комиссии, которая, в свою очередь, — при Правительстве РФ. На минувшей неделе активно шло формирование этого органа, был назначен попечительский совет фонда во главе с Дмитрием Рогозиным, уже определились с кандидатурой на должность гендиректора. Скорее всего им станет член ВПК Андрей Григорьев. Ранее Рогозин говорил, что ищет «неординарную фигуру — энергичного человека с элементом здорового авантюризма». Видимо, Григорьев и есть такая фигура.

Детище вице-премьера финансируется из бюджета РФ, а также из собственных доходов и взносов частных лиц. Фонд сам себе подготавливает программы деятельности сроком на три года и каждый год по ним отчитывается перед президентом. Любопытно, что на фонд не распространяется действие 94-го и 127-го Федеральных законов «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и «О банкротстве».

Вторая организация — это созданное в этом месяце Главное управление по инновационным разработкам Министерства обороны во главе с замминистра Олегом Остапенко. По сведениям информационных агентств, в него войдут 230 сотрудников, из них 160 офицеров и 70 гражданских специалистов. Главк будет состоять из «управления стратегических исследований, информационно-аналитического центра и координационно-экспертного управления, которое будет своеобразным штабом в структуре перспективных военных разработок». При этом более 40% служащих нового главка будут привлечены из находящихся в запасе или в «распоряжении командования ВКО, ВМФ, ВВС и ПВО». Неназванный, но информированный источник также указал на то, что министр обороны Сергей Шойгу лично контролирует формирование этого органа.

О финансировании деятельности главка ничего пока неизвестно. Возможно, он будет получать деньги из Государственной программы вооружения до 2020 года — предполагалось, что часть средств будет направлена на НИОКР.

О том, каких же прорывных технологий от отечественных исследователей и инженеров ждет, Рогозин заявлял не раз. Больше всего его занимают гиперзвук и искусственный интеллект. Сергея Шойгу интересует робототехника. В середине декабря он показывал своим заместителям наработки МЧС в этом направлении — замы выражали всяческое одобрение и намерение использовать роботизированных помощников, например, для разминирования. Сам руководитель главка Олег Остапенко — выходец из Космических войск. Поэтому от военных ученых можно ожидать интереса и в этом направлении.

Инновационный главк по смыслу значительно ближе к DARPA — то тоже входит в структуру министерства обороны США. Логики при таком раскладе значительно больше: военные определяют, какие исследования им нужны, и предлагают индустрии, мелкому бизнесу, НИИ и вузам эти исследования выполнять. В случае же с ФПИ лоббисты оборонки сами будут решать, какой из компаний им интересней всего сейчас заказать исследования — пожелания военных вряд ли кто-то будет учитывать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру