Приехав в храм Христа Спасителя, настоятелем которого является Кирилл, Путин отправился сразу в личные покои патриарха — в Тронный зал. Там стоял патриарший трон с инициалами “ПК” — патриарх Кирилл, — однако на нем Кирилл никогда не сидел. Как пояснили в пресс-службе патриарха, трон скорее — дань традиции, предстоятелю церкви полагается на него присаживаться, принимая прихожан.
Премьерскую чету Кирилл встречал стоя. Пока Путин вручал подарок — плакету (настольную икону) из драгоценных металлов и камней с элементами иконописи, изображающую Георгия Победоносца, — его супруга в весьма шедшем ей ярко-синем костюме и черных лаковых туфлях терпеливо держала огромный букет белых цветов. Долгое отсутствие на публике, похоже, пошло ей на пользу — Путина похудела и явно похорошела.
Поблагодарив премьера и его жену за подарок, который, по его словам, представляет собой “символ борьбы добра со злом”, Кирилл пригласил гостей в свой кабинет, где их уже ждал накрытый для чаепития стол. Кстати, позднее в храме Христа Спасителя ожидается прием в честь патриарших именин. 40 лет назад, принимая сан священнослужителя, патриарх взял имя Кирилл, то есть нынешний единственный государственный церковный праздник является еще и днем его ангела. Удалось подсмотреть, чем собирался предстоятель Русской православной церкви угощать гостей — салатом из зелени и оливье, красной рыбой, пирожками, колбасой, мясной нарезкой и красным и белым вином…
После беседы с патриархом Путин отправился… на кладбище. Но уже без супруги. В Донском монастыре Кирилл еще утром освятил могилы русских эмигрантов, чей прах был перенесен в Россию, — генерала Антона Деникина, генерала Владимира Каппеля, философа Ивана Ильина и писателя Ивана Шмелева. Как рассказал настоятель храма архимандрит Тихон, около двух месяцев назад Путину показали фото захоронений — деревянные кресты на них за несколько лет пришли в плачевное состояние. Тогда премьер решил поставить новые памятники: сам выбрал вариант монументов из предложенных эскизов и из своих денег заплатил за их установку.
Возложив багровые розы к памятникам, Путин задумчиво постоял возле каждого. С покойными его связывало многое — Ильина он, например, неоднократно цитировал, еще будучи президентом. А кое-какие мысли Деникина, как выяснилось, тоже ему были симпатичны. “Вы дневники Деникина читали?” — неожиданно развернулся премьер к следовавшим за ним по мокрым дорожкам кладбища журналистам. Знатоков мемуаров белого генерала среди прессы не оказалось.
Также Путин возложил цветы к могиле Солженицына. Архимандрит Тихон, рассказывая прессе детали своей беседы с премьером, сообщил, что же так импонировало Путину в покойных, — все они, несмотря на разницу во взглядах, были жесткими государственниками…