Эскалация конфликта в Сюникской области Армении началась еще 13-14 ноября. В Ереване считают, что власти Азербайджана, пользуясь тем, что официальной границы между двумя странами нет, в очередной раз решили отодвинуть свои рубежи вглубь армянских территорий. В общей сложности азербайджанцы продвинулись примерно на два километра и захватили 4 армянских опорных пункта. В результате местным жителям стало негде пасти скот.
В Баку уверяют, что никакого наступления вообще не было. Наоборот, это армянская армия на протяжении нескольких дней обстреливала миролюбивый Азербайджан, который в конце концов не выдержал и решил дать агрессору адекватный ответ.
В России, которая выступает одновременно военно-политическим союзником Армении и посредником в армяно-азербайджанском конфликте, решили воздержаться от оценок того, кто первый начал. Вечером 16 ноября в Минобороны РФ сообщили, что министр Сергей Шойгу убедил своих коллег в Армении и Азербайджане остановить провокации на границе. Впрочем, с аналогичными заявлениями выступили представители США и стран Евросоюза.
Как бы там ни было, в ходе боевых действий 13 армянских солдат попали в плен, 1 военный был убит, еще 24 пропали без вести (по слухам, их трупы могут лежать в серой зоне). В Ереване говорят, что смогли уничтожить 4 бронетранспортера, 1 бронемашину Sandcat израильского производства, 5 военных автомобилей КамАЗ, Урал, УАЗ. Азербайджанцы признают 7 убитых и 10 раненых со своей стороны.
Бои шли за господствующие высоты в районе трассы Ереван–Горис – это единственный путь из Армении в Арцах (Нагорно-Карабахская республика). В частности, снаряды рвались в 5 километрах от армянского села Ишханасарцы. В том же районе находится база российских миротворцев, которая нужна им для ротации своего контингента в Нагорном Карабахе. В связи с этим некоторые считают, что азербайджанцы близки к тому, чтобы взять под свой контроль последнюю артерию, связывающую Степанакерт с Ереваном. После этого они смогут в любой момент закрыть крышку карабахского котла, в котором окажутся не только армяне, но и миротворцы. Причем помочь им можно будет только из космоса.
Стоит отметить, у азербайджанцев и до 16 ноября были свои опорные пункты на господствующих высотах в районе трассы Ереван–Горис. По этой причине вдоль дороги тянутся высокие земляные валы, которые призваны мешать азербайджанским снайперам стрелять по проезжающим машинам.
Боевые столкновения на армяно-азербайджанской границе идут с мая 2021 года. Азербайджан стремится взять под свой контроль все господствующие высоты, источники воды, пастбища, рудники. Продвижение осуществляется в тех местах, где до ноября 2020 года Армения граничила с Арцахом. В Ереване подчеркивают, что азербайджанцы захватили уже свыше 40 квадратных километров их республики.
У Армении и Азербайджана нет утвержденных границ друг с другом, но до последней карабахской войны Ереван об этом не беспокоился и даже не строил там каких бы то ни было укреплений. Зачем, если сразу за горой – «второе армянское государство»? Теперь же там расположился стратегический противник. И у этого противника есть карты (возможно, поддельные) с изображением таких границ, от которых у армян волосы на голове становятся дыбом.
Азербайджан предлагает Еревану сесть за стол переговоров и совместно решить, кому какой участок спорной территории достанется. Все очень мирно и дипломатично. Есть только один нюанс: сначала Армения должна признать территориальную целостность Азербайджана, что означает отказ Арцаха от борьбы за независимость.
Опрошенные «МК» эксперты считают, что полноценная война между Арменией и Азербайджаном в обозримой перспективе вряд ли возможна, однако Еревану все равно радоваться нечему.
«Глобальной войны не будет, потому что есть присутствие российских миротворцев и договор России и Армении о взаимопомощи. В этих условиях любые военные действия связаны с высоким риском вовлечения в них россиян. Для Азербайджана это слишком опасно. Если посмотреть на события 16 ноября, мы увидим, что именно фактор российского посредничества сыграл решающую роль в прекращении стрельбы», – заявил «МК» политолог Алексей Макаркин.
Тем не менее, по его мнению, локальные боевые действия будут периодически возникать, потому что Баку стремится улучшить свое положение на границе с Арменией, которая по сути является линией фронта. «Миротворческую миссию отправили в Нагорный Карабах на 5 лет. На самом деле это очень короткий срок, который уже истек на 20%. Через 4 года встанет вопрос: продлевать пребывание миротворцев или нет. К этому моменту Баку хочет максимально укрепить свои переговорные позиции. Программой-максимум может быть создание военного плацдарма для дальнейшего наступления, которое может начаться в тот момент, когда срок пребывания миротворцев в Нагорном Карабахе истечет. Соответственно, чем ближе к этому дню, тем активнее будет Азербайджан».
Политолог Аркадий Дубнов считает, что Россия не обладает 100%-ной возможностью упредить желание одной из сторон разрешить конфликт военным путем. По его мнению, это было видно на примере 44-дневной войны и тех событий, которые разворачиваются после нее. «Одна из сторон войны 2020 года считает, что она недополучила плюшек от своей победы. Соответственно, у нее есть выбор: либо бесконечно настаивать на дипломатическом пути, либо использовать свое превосходство в силе. Ереван просит Москву вмешаться, но России совершенно не хочется вступать в конфликт с укрепляющимся Тюркским союзом, в котором наравне с Азербайджаном и Турцией состоят два члена ОДКБ – Киргизия и Казахстан. Это значит, что Армении придется все-таки пойти на экономические, политические и инфраструктурные уступки в переговорах с Азербайджаном», – заявил «МК» политолог Аркадий Дубнов.