Белорусский бюджет рискует потерять серьёзную статью дохода. Страны Евросоюза и ещё ряд государств ввели санкции против Минска за инцидент с самолётом авиакомпании RyanAir. Напомним, что борт был принудительно посажен в аэропорту Минска. Было заявлено, что на борту самолёта могла находиться бомба. После посадки в Минске, силовики арестовали организаторов массовых протестов в стране Романа Протасевича и Софью Сапегу, которые находились на борту самолёта.
В Евросоюзе заявили, что инцидент угрожает безопасности всех воздушных судов, которые летают транзитом через Белоруссию. В связи с этим ряд авиакомпаний теперь предпочитают облетать страну через воздушное пространство Прибалтики или над Балтийским морем.
Как подсчитали исследователи воздушного трафика, количество самолётов, использующих белорусское воздушное пространство, за последние дни сократилось примерно вдвое: с 350-400 самолетов в сутки до 200, начиная с 24 мая.
Большинство самолётов, которые ранее использовали белорусское воздушное пространство - это борта, следующие из Европы в Россию и страны Восточной Азии: Китай, Корею и Японию. Не меньше дохода приносили грузовые авиалинии, доставляющие товары в Европу.
Согласно данным мониторинга, к санкциям Евросоюза присоединилась Швейцария, Южная Корея и Япония. Предположительно, воздушные власти ЕС выпустили рекомендацию для дружественных государств с просьбой облетать Белоруссию.
Известно, что Россия не поддержала требование стран ЕС. И в этом смысле позицию нашей страны прямо или косвенно разделили ещё несколько государств, поскольку не все подчинились новому требованию Евросоюза. В первую очередь, это касается транспортных авиакомпаний из Китая. Ни один борт китайских транспортных авиакомпаний, следующий в Европу или Европы, не изменил своего маршрута. Ряд государств, не являющихся членами ЕС, также отказались облетать Белоруссию. Это касается Турции, Сербии и ряда постсоветских республик.
Неожиданно для всех, к санкциям ЕС не присоединились грузовые авиакомпании из США. Борта таких гигантов как FederalExpress и UPS Airlines, а также ряд других фирм.
Анализ авиатрафика позволяет сделать вывод, что Белоруссия смогла избежать полной транспортной блокады. Во многом это стало возможным благодаря тому, что большинство самолётов, следующих через воздушное пространство страны, принадлежат российским авиакомпаниям. В пользу Минску действует и то обстоятельство, что по-прежнему закрытым остаётся воздушное пространство Украины.
После инцидента с малайзийским Боингом, который разбился на Донбассе летом 2014 года, большинство стран предпочитают облетать Украину. В том числе и транспортные компании из США, которые считают Белоруссию безопаснее, чем дружественную Украину. Киев также блокирует пролёт через своё воздушное пространство самолетов российских авиакомпаний, что также идёт на пользу Белоруссии.
Исследователи резюмируют, что условная «воздушная блокада» Минска дорого обойдётся авиакомпаниям из стран ЕС. Их конкуренты из США и Китая могут доставлять грузы быстрее, чем европейские компании, поскольку следуют напрямую, а не окружным путём через Прибалтику.
Главной проблемой для Минска остаётся запрет на использование воздушного пространства ЕС для бортов государственной белорусской авиакомпании. После закрытия Украиной воздушного пространства для белорусских самолётов они смогут летать через Россию в Египет, Турцию и другие страны, не являющиеся членами ЕС. Правда, при этом придется делать большой «крюк».