- Мы проанализировали деятельность основных действующих институтов развития, на сегодняшний день их 40, - отметил премьер Михаил Мишустин, анонсируя реформу. - За последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенной корректировки их работы и перспективных планов.
Под сокращение и переформатирование, по словам премьера, подпадают те институты, деятельность которых «слабо увязана с новыми национальными целями развития», где отсутствуют «единые механизмы управления» и есть пересечение функций с федеральными органами исполнительной власти и коммерческими организациями. Реформа пойдет в четырех направлениях. Во-первых, на базе Внешэкономбанка (ВЭБ) формируется крупный инвестиционный блок в составе Корпорации МСП, Российского экспортного центра, ЭКСАРа, «Роснано» и четырех фондов — «Сколково», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Фонда развития промышленности. Во-вторых, восемь институтов развития упраздняются, с перераспределением их функций между ВЭБ и федеральными ведомствами. В-третьих, ряд институтов укрупняется - ГТЛК и «ВЭБ-лизинг» будут преобразованы в Единую лизинговую компанию, МСП-Банк и банк «ДОМ.РФ» сливаются в Универсальный банк, Фонд содействия реформированию ЖКХ поглощает Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства. В одну организацию сливаются научные фонды РГНФ и РФФИ, а Российская венчурная компания передается в управление Российского фонда прямых инвестиций.
Сохраняют свой статус стратегические организации - «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», Росавтодор, «Росагролизинг», Россельхозбанк, Агентство по страхованию вкладов, «Российский экологический оператор», «ДОМ.РФ», Корпорация развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа.
- Откладывать реформу больше нельзя, важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент, - отметил Михаил Мишустин. - Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января и не растягивать, а провести ее за три месяца, до 1 апреля.
Эта реформа «закрывает» десятилетку планов развития страны, анонсированных около 2010 года, напоминает Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики МПГУ. «2020 год — это год завершения стратегии развития, в рамках которой эти институты развития и были созданы, - подчеркивает политолог. То, что происходит их реформирование сейчас — это логичное завершение одного и начало следующего этапа».
- Реформа, которая сейчас задумана, направлена на оптимизацию структуры и содержания работы данных институтов, - констатирует Шаповалов. - Не все они в равной степени успешно действуют, не все они нашли свое место в системе развития нашего госудаства и экономики. Сейчас происходит осмысление, анализ тех практик — положительных и отрицательных — которые в этих институтах сложились. Хочу подчеркнуть, что с момента административной реформы 2004 года — это самое крупное, системное и серьезное изменение структур исполнительной власти. И последствия для развития страны будут достаточно серьезны.
Решение об оптимизации институтов развития, несомненно, связано с пандемией и ее последствиями, полагает эксперт. «У нас сейчас двойной и даже тройной (учитывая западные санкции) кризис, - напоминает Владимир Шаповалов. - А это всегда возможность оптимизации, избавления от непрофильных активов. Думаю, что данная реформа не может рассматриваться просто как сокращение расходов бюджета. Речь идет о перенастройке всей системы институтов развития. Реформа должна дать результаты».
- Напомню, что в число институтов развития входят, например, «Росатом» и «Роскосмос», - отмечает политолог Андрей Перла. - Их статус не подлежит сомнению, как ни относись, скажем, к публичной активности руководства «Роскосмоса». Что касается остальных институтов, то обращу внимание на несколько моментов. Были проверки, в ходе одной из которых было выяснено, что фонд заработной платы одного из этих институтов превышает расходы этого учреждения на его прямую деятельность. Вызывали вопросы огромные зарплаты и в других институтах развития. Так что оптимизация назрела и обсуждалась довольно давно. Что касается того, что реформа означает ослабление влияния группы Дмитрия Медведева или «Семьи», либо наоборот — существует несколько версий, но они конспиративные.
Судьба Анатолия Чубайса, отмечает Андрей Перла, также не стала сюрпризом для осведомленных людей. Вопросов к «Роснано» при этом меньше всего: зарплаты руководящего состава корпорации велики, но при этом деятельность этого института развития прибыльна.
- Уход Чубайса, пожалуй, второстепенная тема, - рассуждает Владимир Шаповалов. - Конечно, уходит целая огромная эпоха. Анатолий Борисович стал суже историческим символом, да и уход его наверняка неполный — он останется, скорее всего, в каком-то виде в политике или бизнесе. Этому событию вряд ли стоит придавать важный символический смысл — Чубайс в последние два десятилетия концентрировался на узких сегментах экономической политики и давно не являлся тем человеком, который определял политику страны. Политтехнологического смысла в уходе Чубайса также особенного нет: хотя у него высокий в прошлом антирейтинг, он не воспринимается в статусе действующего политика, а значит, отношение к власти сейчас определяют совсем другие лица, принимающие решения.