- Вопрос о выборах главы республики после гибели Александра Захарченко находился под большим сомнением. И все-таки принято решение, что они состоятся, и вы выставили свою кандидатуру на них...
- Да, иду, сегодня мою кандидатуру выдвинули земляки, и я им очень за это благодарен. Основная задача – это мир в Донбассе и построение республики, в которой хочется жить. Теперь, после выдвижения, представлю свою программу. Сложно избежать банальных слов, тысячу раз произнесенными политиками, идущими в выборные органы власти. Но у нас все же случай особый. Поэтому я говорю не только о том, что чувствую я, но и любой из активистов Русской весны в Донбассе. Про ответственность, которую мы взяли на себя в 2014 году. Про то, как болит душа за Республику. Про то, что наши люди заслуживают другой судьбы. Сейчас время дел. Думаю, по ним мои земляки и рассудят.
- Есть ли у вас уже программа и каковы ее основные пункты?
- Основные векторы есть, они заложены при Александре Захарченко: народная, экономически крепкая, социальная республика. Люди должны видеть, на себе чувствовать, что это не просто красивые определения. Они должны стать реальностью, подтвержденной качеством жизни каждого жителя ДНР, удовлетворенностью от общего созидания более счастливого будущего. Мечты? Да, но любое достижение к цели начинается с мечты-идеи.
- Никто не предвидел на выборах главы ДНР ничего неожиданного, но гибель Захарченко все резко изменила. Как вы считаете, кто еще планирует выдвигаться и у кого наиболее реальные шансы? Как вообще будет происходить предвыборная борьба?
- Думаю, желающие будут, в республике немало людей, кому не безразлична судьба Донбасса. Вряд ли корректно с моей стороны давать оценочные суждения будущим кандидатом, к тому же еще до их заявления об этом. На вопрос, у кого есть шанс стать Главой ДНР, 11 ноября ответят жители республики. Не думаю, что предвыборные кампании будут проходить как-то иначе, чем обычно. Все эти вопросы регламентированы законодательством, у всех будут равные возможности. Я отношусь нормально к выдвижению любых кандидатов на пост главы. Лишь бы это происходило в рамках закона.
- Возможен ли второй тур?
- Законодательством ДНР не предусмотрен второй тур. Все решится в первом.
- Муниципальные и районные выборы - что планируется с ними?
- Согласование модальностей (особенностей) этих выборов предусмотрено Минскими соглашениями. Из-за недоговороспособности Украины до этого пока очень далеко. Мы же стремимся, чтобы любые выборы в Республике соответствовали международным принципам и стандартам их проведения.
- Вашего назначения на должность врио как самого очевидного ждали сразу после гибели Захарченко. Но несколько дней эти обязанности исполнял вице-премьер Трапезников. Потом он ушел. Можно ли назвать ваше назначение своеобразным "государственным переворотом"?
- Сразу после трагической гибели Александра Захарченко необходимо было принимать молниеносные решения хотя бы потому, что оперативного руководства требовала организация похорон. Не трудно было предвидеть, что проводить в последний путь Александра Владимировича захотят десятки тысяч людей. Поэтому было принято экстренное решение объявить одного из трех замов председателя правительства - Дмитрия Трапезникова - временно исполняющим обязанности главы республики.
Когда воздали все необходимые почести нашему лидеру, вернулись к вопросу, как при той правовой коллизии, что на тот момент существовала, правомочно назначить и.о. главы. По конституции ДНР в подобных ситуациях временно исполнять обязанности главы может лишь первый заместитель председателя Совета министров. Но такая должность в составе Совмина была вакантной. Назначение одного из трех заместителей было неправомочным. Поэтому по представлению Генеральной прокуратуры Народный Совет, как единственно легитимный орган, избрал врио главы и назначил дату выборов — 11 ноября - как руководителя Республики, так и депутатов Народного Совета.
Я в органах власти с 2014 года, мы с Александром Владимировичем работали бок о бок, состояли в одном общественном движении, то есть находились в одной команде. Народный Совет принял решение о моем назначении врио главы единогласно, чтоподдержали все органы власти, включая силовые. Под каким ракурсом при таком единодушии можно разгядеть «госпереворот», понять сложно. Разве что под очень предвзятым.
- На днях был все-таки расформирован так называемый батальон Захара Прилепина. Контролируете ли вы силовые структуры ДНР, то есть МВД, МГБ и Корпус милиции?
- Конечно, иначе бы не переназначил руководителей силовых структур. Все правоохранительные органы работают в штатном режиме. Безусловно, более напряженно, ведь идет расследование теракта, в результате которого погиб Александр Захарченко. Корпус милиции тоже выполняет все возложенные на него функции. Если пройтись улицами Донецка или любого другого города ДНР, удаленного от линии соприкосновения, то можно почувствовать спокойную атмосферу. В эти дни мы отмечаем 75 лет со дня освобождения Донбасса, все мероприятия проходят массово, при полной поддержке людей.
- Планируете ли вы перестраивать жёсткую вертикаль власти, возникшую при Захарченко и как? Либо оставите все, как было, до выборов?
- Республика находится в состоянии военного конфликта. В настоящее время относительное затишье, но не учитывать, что обострение может случиться в любой момент — непозволительное легкомыслие. Выстраивание жесткой вертикальной власти при таких обстоятельствах — единственно верное решение. Полувоенная ситуация требует соответствующих методов управления при полном соблюдении законодательства Республики.
Да, есть особые требования к кадрам. Это должны быть люди, разделяющие наши взгляды, идеи, позволившие в 2014 году оказать сопротивление незаконному перевороту в Киеве. При этом никто не отменял стандартных требований к компетентности. Я отдаю предпочтение творческим, инициативным, ответственным руководителям, умеющим действовать в команде. До выборов нужно показать эффективность работы, существенные результаты, поэтому будем делать все возможное и невозможное, чтобы это люди почувствовали.
- Многие говорят о том, что «на подвалах» в Донецке без суда и следствия томятся невинные люди, например, неугодные кому-то бизнесмены, бывшие ополченцы, в значительном количестве - граждане РФ. Как вы полагаете урегулировать эти вопросы? Амнистией и депортацией?
- В тот день, когда погиб Александр Захарченко, Народный Совет принял очень важные законы - «О прокуратуре», «О судебной системе Донецкой Народной Республики», «О статусе судей». Это чрезвычайно важные правовые документы, и я их подписал как врио главы. Правосудие должно осуществляться только в рамках закона и никак иначе. Неотвратимость наказания должна быть неизбежной. В том числе и за несанкционированное лишение свободы.
Все случаи, если они, конечно, имели место быть, будут расследованы. На данный момент подобные факты мне неизвестны. Я приложу все усилия, чтобы узнать истинное положение дел.
- Что сейчас происходит с экономикой ДНР? В каком она состоянии? И каков ваш план по восстановлению и развитию ДНР, а также взаимоотношениям, прежде всего экономическим, с Россией, Украиной и другими странами?
- Экономика республики оставляет желать лучшего, что объяснимо известными причинами. Война сама по себе является форс-мажорным обстоятельством в любом хозяйственном договоре. А тут еще блокада, непризнанность…
Тем не менее, за последний год наблюдается наращивание производства тяжелой промышленности — угольной, металлургической и в то же время - ухудшение условий работы для малого и среднего бизнеса, фермеров. Эту ситуацию мы будем исправлять, в том числе путем прямого и открытого диалога с предпринимателями. Мы уже создали дискуссионную площадку для общения по проблемным вопросам, требующим государственного регулирования при парламенте — Народный клуб. Мы должны сделать все, чтобы создать для бизнеса благоприятные, равные условия для работы в очень непростых условиях.
Заседания Совета министров проходят регулярно, два раза в неделю, так что, уверен, план развития выработаем оперативно, а пока снимаем самые острые, наболевшие вопросы. Например, чтобы не повышалась цена на мясо курицы, на него снизили с 25 до 10% ввозную пошлину.
Конечно, экономическая интеграция с Российской Федерацией является важнейшим приоритетом. Планируем развивать трансграничное сотрудничество.
Экономические отношения с Украиной, как известно, ею блокированы и оснований для прогресса в этом отношении в ближайшее время я не вижу. На Минской переговорной площадке решаются отдельные проблемы, имеющие большое социальное значение, в ручном режиме, например,телефонной связи или снабжения водой.
- Политические отношения с Москвой. Есть ли вопросы, по которым ваши позиции - расходятся и идут споры?
- Разногласие одно — большинство жителей ДНР хотят полноценной интеграции в Россию. По разным причинам это пока нереально.
Мы очень благодарны Российской Федерации за геополитическую поддержку, за Минские соглашения, которые остановили острую фазу кровопролития, весомую постоянную гуманитарную помощь. Сейчас в рамках Русского центра, созданного в конце прошлого года в Донецке, идет активное взаимодействие общественности республики с различными округами Российской Федерации. Жители республики, безусловно, чувствуют заботу и внимание со стороны России, но состояние неопределенности для населения в несколько миллионов, длящееся который год, не может проходить бесследно.
- Считаете ли возможной чистку во всех ветвях власти, в том числе и Верховного Совета, от креатур Захарченко? Его водителей, охранников, и других неполитических "назначенцев".
- Александр Захарченко для всех нас — герой, и таким войдет в историю.
У каждого ведомства республики есть руководитель, который, надеюсь, исключительно по профессиональным качествам будет определять кадровую политику. Никаких негласных указаний в отношении чисток от меня исходить не будет. То, что состав Совмина поменялся незначительно, подтверждает мои слова. Только эффективность каждого и отсутствие криминального шлейфа будет определять, останется человек в команде или нет.
- Кого бы вы порекомендовали на должность руководителя Донецкого парламента, если вы возглавите Республику?
- Говорить в сослагательном наклонении — не самое продуктивное занятие. Жители ДНР должны сами избрать депутатов Народного Совета, которые в свою очередь выберут себе Председателя парламента.
- Что будет с так называемыми "активами" близкого круга Захарченко, после того как ушел министр доходов и сборов Александр Тимофеев, известный как Ташкент?
- Министр фискального ведомства уже назначен — Евгений Лавренов. Он опытный руководитель, знающий реалии. Эффективность его работы покажет время, причем достаточно короткое. Работа в этой сфере на особом контроле.
Отношение к «активам» кого бы то ни было с моей точки зрения может формироваться на основании единственного критерия — законности приобретения. Все эти вопросы находятся исключительно в компетенции правоохранительных органов. Случаи незаконного завладением имуществом имели место,восстановления справедливости ждут пострадавшие, да и все население республики, это является очень важным фактором доверия.
- Будущее Минска-2: будет ли он пролонгирован или вследствие того, что главные подписанты со стороны независимых республик умерли и не у власти, будет что-то ещё?
- Международные договоры продолжают действовать вне зависимости от прекращения, в том числе досрочного, полномочий руководителей государств, их подписавших. Поэтому Минские соглашения легитимны, тем более, что они поддержаны резолюцией Совета Безопасности ООН.
- Если это будет уже новый «Минск», то что бы вы в него добавили или убрали?
- Это беспредметная тема. Бесполезны любые другие договоренности, когда у Украины нет политической воли разрешать конфликт. У Минских соглашений высокие гаранты, и только они сдерживают Киев от полномасштабного геноцида народа Донбасса. Украина при нынешнем руководстве будет делать только то, что выгодно ей и тем, кто за ней стоит. Никакие компромиссы ее не устраивают, иначе дело давно бы сдвинулось с места.
- Что с переговорным процессом с Украиной? Видите ли вы будущее ДНР в ее составе, в том или ином качестве, автономий, отдельно взятых областей, как говорится, к примеру, в так называемом «плане Штайнмайера». Или все-таки война до победного конца?
- Мы будем стоять до победы. Весь вопрос в способе, которым она будет достигнута: дипломатическим или военным. В нашем случае применимо известное выражение: пусть лучше льются чернила, а не кровь.
- Вам не страшно? Ведь террористические акты могут быть продолжены, и теперь вы - главная цель.
- Свой выбор я сделал в 2014-м году. С тех пор риск для жизни был всегда. Мы знали, на что шли. Я никогда об этом не пожалел.
Читайте материал «Интрига выборов в ДНР: Ходаковского, Пургина и Губарева «обложили»