Единогласно одобренному парламентом документу предстоит пройти этап общественного обсуждения, который намечен на август–ноябрь. Затем доработанная Конституция будет вынесена на всенародный референдум и только после этого вступит в силу. Пока проект Основного закона не был обнародован, но некоторые его положения появились в государственных кубинских СМИ.
Так, новая Конституция предлагает узаконить частную собственность, которая и так де-факто существует в стране. Постепенное введение элементов рынка в плановую экономику началось в 2010 году после прихода на высший пост в государстве Рауля Кастро. И строго говоря, все подобные реформы противоречили кубинской Конституции 1976 года. Впрочем, и новый вариант Основного закона весьма острожен с «капиталистическими штучками» и сохраняет плановый характер экономики и государственную собственность в основных секторах экономики. «Социализм необратим, и Куба никогда не вернется к капитализму», — утверждает государственный орган печати Granma.
Возглавлять страну, по проекту Конституции, в будущем будет не председатель Госсовета и Совета министров, а президент, пребывание которого на посту ограничат двумя пятилетними сроками. Правда, избираться он будет не прямым голосованием, а депутатами Национальной ассамблеи. Появится на Кубе и должность премьер-министра. А вот от чего Остров свободы собирается отказаться, так это от строительства коммунизма. Такое положение уберут из Конституции, но оставят Коммунистическую партию как основную руководящую силу.
Неожиданным может показаться, что на Кубе собираются легализовать и однополые браки, которые разрешены даже не во всех демократических странах. В новом Основном законе брак предлагают определять как «свободный союз между двумя людьми, независимо от их пола». Подобным новаторством Куба обязана влиятельным покровителям. Дочь Рауля Кастро, Мариэла, и возглавляемая ею организация «Национальный центр сексуального образования» давно отстаивают права сексуальных меньшинств на Кубе. Центр организует в том числе и гей-парады. Одно из крупнейших подобных шествий прошло в марте, и в нем приняли участие тысячи кубинцев.
«То, что мы сейчас наблюдаем на Кубе, можно сравнить с ситуацией в Советском Союзе после смерти Сталина, — отметил в беседе с «МК» руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. — Его ближайшее окружение приступило к проведению реформ. Конечно, они не затрагивали основ политического режима, идеологии, но тем не менее они дали определенный позитивный толчок развитию страны. Руководство Кубы сейчас понимает, что без реформ дальнейшее движение вперед невозможно. Не думаю, что это приведет к принципиальным изменениям в Конституции страны, но новые моменты определенно будут внесены. Экономическая политика Кубы впредь будет подчинена логике экономики, а не идеологическим установкам, как было раньше.
Тем не менее внешняя политика Гаваны не претерпит существенных изменений в ближайшие годы. В Америке существует обширная кубинская диаспора, которая негативно настроена по отношению к нынешнему руководству острова и давит на американских политиков. Поэтому пойти на какие-то принципиальные изменения Вашингтон не сможет. Что касается России, то отношения Кубы с нашей страной будут зависеть от наших экономических возможностей. Если мы сможем предоставлять Гаване кредиты, оказывать экономическую помощь, то это потянет за собой и развитие политических отношений. Но с учетом нашего тяжелого экономического положения ясно, что Москва не может выступать драйвером развития Кубы, а это существенно ограничивает потенциал нашего сотрудничества».