Мария Бутина приехала в США по студенческой визе в 2016 году. Как пишет газета The Washington Post, к тому моменту она уже была довольно известным оружейным активистом в России, поэтому сразу попала под наблюдение ФБР.
Подозрения американских спецслужб россиянка вызвала, еще когда посещала Америку в качестве приглашенного лектора в 2015 году. Тогда она рассказала дюжине студентов Университета Южной Дакоты о своей деятельности в организации «Право на оружие» и способах добиться успеха. По словам одного из организаторов республиканского летнего лагеря в этом штате Дасти Джонсона и его помощника Уила Мортенсона, Бутина «выставляла себя как борца за свободу и права человека против путинского режима».
На первый взгляд ничего подозрительного. Но не для ФБР. «Все это было для того, чтобы создать историю для прикрытия, иллюзию ее честных намерений», — уверен бывший сотрудник спецслужбы Дэвид Гомез.
Но вместо того, чтобы допросить россиянку сразу, детективы решили отслеживать ее встречи и передвижения по Соединенным Штатам. По мнению ФБР, Бутина времени в Америке даром не теряла, работая бок о бок с влиятельными политиками и внедряясь в Национальную стрелковую ассоциацию.
«МК» связался с коллегой Марии Бутиной, председателем правления организации «Право на оружие» Игорем Шмелевым. По его словам, «Право на оружие» никогда не делало секрета из своих связей с Национальной стрелковой ассоциацией США (NRA). Шмелев виделся с республиканцем Полом Эриксоном, которого в Америке называют пособником Марии Бутиной, только один раз, в 2013 году, когда тот посещал съезд «Права на оружие» в Москве в качестве одного из глав NRA. «Как они познакомились с Марией, я не знаю. Мы с ней друзья, но никогда не обсуждали личную жизнь», — сообщил Игорь Шмелев.
По данным американской разведки, приведенным The Washington Post, Мария впервые лично увиделась с Эриксоном именно на этом съезде. С тех пор они начали переписываться и обсуждать по электронной почте «дипломатический» проект по сближению России и США, в котором участвовал и зампред ЦБ Александр Торшин. Бутина публично отрицала связь с российскими властями. Но ФБР уверено, что в 2016 году она известила некоего человека на территории Соединенных Штатов о том, что Кремль одобрил ее проект. А в ночь победы Трампа на президентских выборах написала Торшину: «Иду спать. Здесь три часа ночи. Жду дальнейших указаний».
«После отъезда Марии на учебу в США мы с ней иногда переписывались, но она писала, что у нее очень мало времени: большая нагрузка с учебой, — продолжает Игорь Шмелев. — Последний раз я общался с ней примерно месяц назад. Мы обсуждали организационные вопросы, связанные с деятельностью «Права на оружие». Она писала, что защитила диплом, но о ее дальнейших планах я не узнавал. Хочу добавить, что Мария — очень умный и разносторонне развитый человек, она легко находит контакт с людьми. Но, пожалуй, главное — она всегда призывала оставаться в рамках закона. Не разрешают нам местные власти проводить наши мероприятия — ну, значит, не будем».
Напомним, Марию Бутину арестовали спустя несколько часов после окончания успешных переговоров Дональда Трампа и Владимира Путина. ФБР утверждает, что это всего лишь совпадение: к ним поступила информация о том, что россиянка собирается покинуть Вашингтон и направиться с Южную Дакоту, где за ней было бы сложнее следить. Поэтому правоохранители решили действовать на опережение.
Читайте материал "Дело "русской шпионки" Бутиной: Трам, деньги, два ствола"