Г-жа Москалькова вообще-то выступала с докладом о работе за 2017 год. Во время его обсуждения депутат Владимир Бортко (КПРФ) спросил, что известно о судьбе арестованного на Украине россиянина, руководителя ЗАО «Новости» Кирилла Вышинского и как проходят переговоры с уполномоченным по правам человека Верховной рады Людмилой Денисовой. О телефонном разговоре президентов Украины и России на тот момент еще не было известно.
Г-жа Москалькова доложила: по ее просьбе г-жа Денисова посетила Кирилла Вышинского, «он содержится в Херсоне в камере, где еще 5 человек, есть горячая вода, душ, отдельный туалет, есть адвокат, который ему помогает». Сейчас российская сторона просит «на принципах взаимности» дать право на посещение Вышинского. Про взаимность, пояснила она журналистам, можно говорить потому, что г-же Денисовой была предоставлена возможность вместе с г-жой Москальковой посетить отбывающего наказание в Омске одного из т.н. «крымских диверсантов» Кирилла Штыбликова. Г-жа Денисова опоздала на самолет и прибыть вовремя не смогла, сказала г-жа Москалькова, но был приглашен и общался со Штыбликовым украинский консул. К Вышинскому же ни российского консула, ни ее саму пока украинские власти не допускают.
Г-жа Денисова, уточнила г-жа Москалькова, и сейчас в Москве, «постоянное взаимодействие» осуществляется. У российской стороны есть список из 34 фамилий россиян, удерживаемых или отбывающих наказание на Украине, у украинской — такой же длины список украинцев, удерживаемых или отбывающих наказание в России. Проблема в том, что почти у всех из них двойное гражданство, то есть Россия считает их своими гражданами, а Украина — своими. Такая же ситуация и с Олегом Сенцовым. По причине особого правового статуса решить проблему обмена такими заключенными непросто, признала уполномоченный по правам человека в РФ: Украина не выдает своих граждан для отбывания наказания в другие страны, Россия — тоже. «Это не значит, что проблему нельзя решить, — уточнила она, — например, двусторонним соглашением…» Либо помилованием, добавим мы от себя.
Сейчас две женщины продолжают работать над «дорожной картой» взаимных посещений заключенных и удерживаемых. Не исключено, что разговор двух президентов позволит активизировать этот процесс, который зависит в большей степени не от доброй воли уполномоченных, а «от характера взаимодействия органов власти обеих стран», как выразилась Татьяна Николаевна.
Накануне г-жа Москалькова посетила московское СИЗО №5, где содержатся пятеро болельщиков (два мексиканца, иранец, две женщины и мужчина из Перу), обвиняемых в кражах. Двое уверяют, что они ничего не крали. Почти ни у кого из них нет адвокатов, потому что карточки заблокированы и наличных денег нет.
Уполномоченный посещала и другие камеры и обнаружила там человека, которого держат в СИЗО за кражу из машины сигарет на 32 рубля, и еще одного, которого держат за кражу двух аккумуляторов. Оба москвичи, имеют регистрацию и место жительства, но их почему-то держат в изоляторе. «Такие случаи должны быть искоренены», — заявила официальный правозащитник.