Первая поездка Ким Чен Ына в Пекин состоялась в марте и была выдержана в духе традиций: северокорейский лидер прибыл в китайскую столицу на знаменитом бронированном поезде его отца Ким Чен Ира. Но на этот раз глава КНДР прилетел в Пекин на самолете, а затем пересел на роскошный лимузин.
Хотя о самом визите было сообщено заранее, его цель официально не анонсирована. Большинство аналитиков сходятся на том, что председатель КНР Си Цзиньпин и Ким Чен Ын будут обсуждать денуклеаризацию Корейского полуострова и результаты саммита США-КНДР. Предполагается, что Ким сообщит главе Китая то, что он обсуждал с американским президентом Дональдом Трампом за закрытыми дверями. Не секрет, что подписанное по итогам переговоров коммюнике хотя и было переполнено оптимизмом и добрыми намерениями, при этом оставалось довольно расплывчатым. Лидеры договорились стремиться к денуклеаризации Корейского полуострова, но значит ли это, что Пхеньян «сдаст» весь свой ядерный арсенал? И что он получит взамен?
Ответить на эти вопросы сложно без гарантий главного и чуть ли не единственного настоящего союзника Северной Кореи Китая. Незадолго до резкого изменения курса Пхеньяна Пекин присоединился к санкциям ООН, что довольно болезненно ударило по экономике Северной Кореи. Как пишет The Economist, даже в северокорейской столице остро ощущается хватка санкционного режима: общественный транспорт курсирует с увеличенными интервалами, что вызывает огромные очереди на остановках, лифты в некоторых зданиях не работают, а коридоры не освещаются — все для экономии электричества.
«Главная цель визита Ким Чен Ына в Пекин — проинформировать китайскую сторону об итогах саммита и рассказать, как КНДР думает действовать по выполнению его решений. — подчеркнул в разговоре с «МК» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. — Не думаю, что корейцы будут что-то просить. Ведь просить они могут не очень многое: самые жесткие санкции были введены резолюциями Совета безопасности ООН, и здесь китайцы мало что могут сделать. Однако Пекин может пойти и, по некоторым сведениям, уже пошел на ослабление одностороннего санкционного режима в отношении Пхеньяна. Об этом вполне может быть речь — в ответ на информацию Ким Чен Ына о том, что было на саммите, и его практические шаги по снижению напряженности на полуострове.
Этот визит важен и с точки зрения китайско-северокорейских отношений. Не секрет, что в прошлом году они были серьезно подпорчены. Дошло дело до открытой критики действий КНДР в китайской печати, и что совсем уж необычно, действий Китая в северокорейской прессе. Исправить это положение — одна из целей всех трех визитов Ким Чен Ына в Китай.
Что изменится в этих отношениях сейчас — очень важно. Трамп по прибытию в США заявил о том, что ядерное оружие КНДР Америке больше не угрожает. Тогда возникает вопрос: а против кого теперь будет направлено это ядерное оружие. Некоторые аналитики в Америке делились планами насчет того, что хорошо бы оторвать КНДР от Китая, включить ее в некий антикитайский «санитарный кордон», который американцы пытаются сколотить в Азии. Китай хотел бы убедиться в том, что интересы его безопасности в результате саммита не были и не будут нарушены.
Ну а Ким Чен Ын понимает, что ему надо подстраховаться и не складывать все яйца в одну корзину, потому что силы Пхеньяна и Вашингтона слишком неравны, чтобы ему в одиночку вести игру с Соединенными Штатами. Северной Корее еще долго будет требоваться поддержка Пекина. Выстроить наиболее выгодный Пхеньяну баланс интересов в треугольнике КНДР-Китай-США, не забывая при этом и о российском направлении — главная цель той сложной дипломатической комбинации, которую небезуспешно реализуют сейчас северокорейцы».