Обычно подобные саммиты лидеры России и Белоруссии проводят в начале года. Но на этот раз повестку встречи на высшем уровне не могли согласовать аж до середины июня. Сначала Кремль был занят выборами, потом внутренними вопросами, связанными с формированием кабмина, и важными международными контактами — в России прошли переговоры с Меркель и Макроном, а сам Путин совершил поездки в Австрию и КНР.
Чемпионат мира по футболу, конечно, тоже не самый лучший момент, однако дальше затягивать встречу с обиженным вниманием союзником было уже невозможно. Александр Лукашенко вполне мог поставить вопрос ребром: или встреча в верхах с обсуждением всех накопившихся проблем состоится 19 июня, или Белоруссия поставит вопрос о выходе из Союзного государства, что, конечно же, не отвечает интересам Москвы.
Хотя межгосударственное объединение в этом году отмечает свое 18-летие, полноценным политическим и экономическим союзом оно так и не стало. У России и Белоруссии нет ни общего рынка, ни совместных продуктов, которые они бы сообща продвигали на рынки третьих стран, ни общей линии взаимодействия с иностранными партнерами.
Большую часть времени Москва и Минск проводят во взаимных спорах, претензиях и упреках, которые, как правило, затихают перед встречами на высшем уровне, и вспыхивают вновь, когда Путин и Лукашенко обмениваются прощальным рукопожатием.
На этот раз саммит лидеров Союзного государства проходит на фоне еще не остывших "пожарищ" молочной войны, стоившей Белоруссии потери части российского рынка, и очередного приграничного спора: хотя де-юре границы внутри союзного государства вроде бы быть не должно, де-факто там находятся российские пограничники, и это, по понятным причина, раздражает батьку.
"Россияне сами не понимают, чего хотят и что они делают на белорусско-российской границе, - на днях возмущался Лукашенко, - Если они хотят закрыть границу - пожалуйста. Закроют - мы тоже введем контроль".
Впрочем, дальше угроз дело у белорусского лидера, как правило, не идет: когда Москве потребовалось оперативно согласовать взаимное признание виз на время футбольного чемпионата, Минск сопротивлялся не долго.
Вместе с Путиным на саммит к батьке прилетели Дмитрий Медведев, Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, заставив завсегдатаев телеграм-каналов интриговать: а кто же остался на хозяйстве? Неужто глава КС Зорькин, официально считающийся пятым человеком в государстве?
Как правило, совместное появление ВВП и ДАМа на публике политологи склонны рассматривать как демонстрацию поддержки, тем более, что сейчас она правительству нужна как никогда. Но в данном случае это просто требование регламента: по правилам на заседании высшего совета Союзного государства должны присутствовать не только президенты, но и председатели правительства с главами парламента.
Александр Лукашенко сначала собирался встречать высоких гостей на улице, но почему-то передумал и в итоге даже шага не сделал навстречу ВВП, замерев у края ковровой дорожки. Впрочем, обнялись лидеры вполне сердечно.
Батька обмолвился, что прекрасно понимает чувства российской делегации, находящейся в предвкушении матча своей сборной с командой Египта (читайте нашу онлайн трансляцию матча
http://www.mk.ru/sport/2018/06/19/rossiya-egipet-onlayntranslyaciya-matcha-chm2018-po-futbolu.html
). "Но служба есть служба. Надеюсь, наша встреча будет хорошей увертюрой к началу питерских баталий и все пройдет, как того российская сторона желает. А мы вас в этом поддерживаем", - без особого энтузиазма объявил Лукашенко.
Изначально повестка заседания высшего совета насчитывала 10 пунктов. Однако большинство вопросов были урегулированы на прошлой неделе министрами двух стран: в частности, Россельхознадзор договорился с Минсельхозом Белоруссии о поэтапном снятии ограничений на ввоз белорусской молочной продукции.
На уровень лидеров в итоге вынесли стратегические документы - о приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства в 2018-2022 гг, а также о согласованных действиях России и Белоруссии в области внешней политики.
По словам секретаря объединения Григория Рапоты, в оценке президентов нуждается также новая военная доктрина. Она по-прежнему будет носить сугубо оборонительный характер, однако усиление военной мощи НАТО у границ Союзного государства (в частности, решения США разместить свой контингент на военной базе в Польше), требует ответных шагов.
"Присутствие США в соседней стране под предлогом защиты от "российской агрессии" планируется на постоянной основе, и реакция на это намерение обязательно будет", - заявил накануне саммита глава белорусского МИДа Владимир Макей. Напомним, что раньше Москва вела с Минском переговоры о размещении базы ВКС РФ на территории республики. Теперь они могут возобновиться под соусом новой военной доктрины и совместного противостояния НАТО.
Без лишних ушей лидеры должны были также обсудить традиционные вопросы - о новых кредитах и ценах на газ. По официальным данным, батька уже набрал у России долгов более, чем на $7 млрд и чтобы их регулярно обслуживать, нуждается в очередных займах. Что касается цен на газ, то вот уже 18 лет Лукашенко пытается добиться, чтобы Россия отпускала энергоресурсы ближайшему союзнику по внутренним российским ценам. Но Владимир Путин не ведется: кредиты дает (в конце концов их можно будет взыскать по суду), а расценки на газ держит на рыночном уровне.