— Николай Александрович, так что, будущим обладателям военного билета из числа студентов можно не беспокоиться? Все доучатся? Никого сокращать не планируется?
— Надо успокоить всех волнующихся, которые из законопроекта, не прочитав пояснительную записку, сделали неправильные выводы. На самом деле на базе учебных военных центров и военных кафедр в гражданских вузах создается единая структура, единая вертикаль — военный учебный центр. И все.
Ни в одном вузе не предполагается сокращать военную подготовку студентов, а наоборот, количество вузов, где есть военные кафедры, только увеличивается. Мы не видим абсолютно никакой опасности для преподавательского состава ныне существующих военных кафедр. Объемы военной подготовки возрастают, поэтому никакой угрозы для педагогов потерять место работы абсолютно не существует.
Мы ничего не меняем: сохраняем объемы подготовки и существующие программы. Конечно, программы не являются застывшими раз и навсегда, мы должны реагировать на изменения в науке, технике, военном деле. Но как базовые документы они сохраняются.
— В чем тогда суть юридической новации?
— Объясняю. До 2008 года в гражданских вузах существовали только программы подготовки офицеров запаса. Их реализовывали военные кафедры. В 2008 году впервые в истории нашей армии было решено организовать подготовку кадровых офицеров по инженерным, высокотехнологичным, наукоемким специальностям в гражданских вузах. Так в дополнение к военным кафедрам в вузах появились учебно-военные центры. Но это не все. В 2014 году в Послании Федеральному собранию президент предложил организовать подготовку в гражданских вузах солдат, сержантов, матросов и старшин запаса. Этот вид подготовки получил неофициальное название «военная служба по призыву в рассрочку»: студент, обучаясь в гражданском вузе, проходит военную подготовку по программам рядового и сержантского состава запаса и одновременно отдает свой конституционный долг родине. Ему засчитывается военная служба по призыву.
Таким образом, в вузах сложились две параллельные структуры — военная кафедра и учебно-военный центр. Подготовка и там, и там идет в одних и тех же учебных аудиториях, на одних полигонах, на одном и том же вооружении и военной технике. Мало того, кое-где в вузах ввели факультеты военного обучения. Другие создали военные институты. В общем, кто во что горазд. Такой разнобой не на пользу делу. Поэтому родилась идея для всех видов военной подготовки создать в гражданских вузах единую унифицированную структуру под названием военный учебный центр. Этот центр будет реализовывать все три программы военного обучения: подготовка офицеров запаса, подготовка кадровых офицеров, подготовка рядовых и сержантов запаса. Смысл законопроекта заключается в том, чтобы оптимизировать процесс военного обучения в гражданских вузах. Чтобы в этой борозде была одна борона. И чтобы она была в одних руках.
— Это предложение поддержали?
— Идею обсудили с ректорским сообществом, подготовили законопроект. При согласовании он не получил ни одного замечания от федеральных органов исполнительной власти, включая Минобразования, что особенно важно. Законопроект прошел общественное обсуждение, есть положительное заключение Минюста, Государственно-правового управления президента и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве.
— Вы говорите, объемы военной подготовки в вузах растут. Есть статистика?
— Мы в последние годы расширяем географию военного обучения студентов. Последовательно наращиваем объемы военной подготовки, увеличивая количество военных кафедр в гражданских вузах. В 2015 году их было 70, в 2016 году — уже 75, в 2017 году — 87. В сентябре 2018 года на заседании коллегии Минобороны будет рассматриваться вопрос о создании еще шести военных кафедр. И, таким образом, мы выйдем на 93 военные кафедры по стране. Я называю их по-прежнему — военные кафедры. Если законопроект будет принят, название изменится.
— Можно сказать, что военных учебных центров будет не меньше, чем кафедр?
— Разумеется. Наоборот, количество вузов, в которых будет организована военная подготовка студентов, будет только расти. Ни в одном вузе не предполагается сокращений военных кафедр. Мы исходим из того, что в идеале, если бы было возможно реализовать идеальную модель, мы должны бы предоставить право прохождения военной подготовки всем 100% обучающихся в вузах студентов. Вернее, всем желающим. Если молодой человек поступил в вуз и хочет пройти военную подготовку, у него должна быть такая возможность. Пока такой возможности нет. Желающих получить военную подготовку в вузе больше, чем мы можем обучить.
— И сколько студентов получают военную специальность?
— Военную подготовку в гражданских вузах проходит более 61 тысячи студентов. По программе подготовки кадровых офицеров учатся 10,5 тысячи человек, офицеров запаса — 34,2 тысячи, сержантов и солдат запаса — 16,5 тысячи. Эти пропорции будут сохраняться. Количество студентов, проходящих военную подготовку, как я уже говорил, растет. Мы начинали с 20 тысяч, сейчас вышли на 61 тысячу. В сентябре создадим еще шесть кафедр, они тоже получат какое-то наполнение. То есть общее количество наших студентов увеличится.
— Военное обучение для студента будет чем-то отличаться в новой структуре?
— Ничем. Студент не заметит этих «переливов». Для студента будет так, как и было.
— В случае принятия закона сколько времени понадобится на приведение все в соответствие с ним?
— Не потребуется большого времени. Надо будет заменить вывески, бланочную документацию, печати, штампы. Повторяю, мы не трогаем содержания. Человек не страдает — ни студент, ни преподаватель.
— Почему Минобороны поддерживает систему военной подготовки в гражданских вузах? Военному ведомству это выгодно?
— Да, мы всегда выступали за этот вид военной подготовки, особенно в отношении офицеров запаса, сержантов и солдат запаса. Это самый экономичный источник подготовки обученного людского резерва. По сути, все расходы берет на себя вуз. Мы платим только за сугубо военную составляющую. Например, оплачиваем оклады преподавателей военных кафедр по воинскому званию. Как преподаватель он получает в вузе, а как офицеру — в соответствии с тем званием, которое ему положено, — ему платит Минобороны.
Это, конечно, не единственные расходы. Мы принимаем самое активное участие в создании учебно-материальной базы системы военной подготовки. Идем на это осознанно. Если мы хотим, чтобы подготовка была не профанированной, надо создавать нормальную учебно-материальную базу.
Офицеров запаса мы готовим в вузах по 150 военно-учетным специальностям, солдат и сержантов запаса — по 90. Это кадровый заказ Минобороны. Каждому вузу по каждой специальности мы определяем объем подготовки, исходя из потребностей, рассчитанных Главным организационно-мобилизационным управлением Генштаба и Главным управлением кадров.
— Удовлетворены качеством военной подготовки в гражданских вузах?
— Мы являемся заказчиками всех видов военной подготовки. И у нас нет нареканий к качеству подготовки и военнослужащих запаса, и кадровых офицеров. Практически 100 процентов выпускников гражданских вузов, которых мы готовим для службы на офицерских должностях, идут служить и очень хорошо служат.
Если честно, когда начинали готовить кадровых офицеров в гражданских вузах, у меня было опасение, что студенты, закончив обучение и получив диплом, скажут: до свидания, армия, нам с тобой не по пути. К счастью, это совсем не так. Мы же отслеживаем судьбу каждого нашего выпускника, ведем компьютерный персональный учет. Вот мне докладывают, например, из престижнейшего авиационного вуза: из 28 выпускников 27 едут в войска. Одна девушка не едет, поскольку в декрете. Хорошая, говорю, статистика, ну а девушка пусть решает не менее важную демографическую проблему.
Все подготовленные в гражданских вузах офицеры, повторю, очень хорошо служат. Что касается подготовки солдат, сержантов и офицеров запаса, то и это очень важная задача. Из этой категории молодых людей мы формируем людской мобилизационный резерв.
— Проверяете качество военного обучения?
— Систематически. Есть план проверки военных кафедр. Кстати, ректоры всегда очень трепетно относятся к военным кафедрам. Они понимают, что для вуза военная подготовка — это плюс. Это престижно, повышает конкурсную ситуацию.